И один в поле воин


«17 июля 1941 года. Сокольничи, близ Кричева. Вечером хоронили неизвестного русского солдата. Он один стоял у пушки, долго расстреливал колонну танков и пехоту, так и погиб. Все удивлялись его храбрости… Оберст перед могилой говорил, что если бы все солдаты фюрера дрались, как этот русский, то завоевали бы весь мир. Три раза стреляли залпами из винтовок. Все-таки он русский, нужно ли такое преклонение?» - из дневника обер-лейтенанта 4-й танковой дивизии Фридриха Хёнфельда.



В своем последнем бою старший сержант Сиротинин, артиллерист, прикрывая отступление частей Красной Армии, уничтожил 11 танков, 7 бронемашин, 57 солдат и офицеров противника. Уничтожил практически в одиночку. Накануне командование части приняло решение: на 476 километре шоссе Москва-Варшава, в районе моста через реку Добрость, оставить одно 76-миллиметровое орудие с расчетом из двух человек. Задача – задержать колонну 4-й танковой дивизии Гудериана. Затем, отступая, догнать своих.

Считается, первым номером расчета стал сам командир батареи, принявший данное решение. Вторым добровольно вызвался быть старший сержант Сиротинин.

Первым же выстрелом был подбит вышедший на мост головной немецкий танк, следующим – замыкающий колонну бронетранспортер. Колонна встала. Формально задача прикрывавших отход своих была выполнена. Комбат принял решение отойти. Наводчик… отступить отказался?

Да, мы не знаем в точности, как все происходило 17 июля 1941-го у моста через реку Добрость. Так или иначе, Сиротинин продолжил бой в одиночку. Когда боекомплект орудия оказался практически израсходованным, он продолжил вести бой из личного стрелкового оружия, карабина...



Подвиг старшего сержанта Сиротинина давно стал тестом для потомков – на их личную человеческую состоятельность. Впервые «Такое невозможно!» тыловые завопили не сегодня. Это случилось еще в конце 1950-х – после первой публикации о герое в журнале «Огонек». Собственно, и саму публикацию (авторы - сотрудники Архива Министерства Т. Степанчук и Н. Терещенко) журнал озаглавил так: «Легенда о подвиге». Слишком уж нереальным казалось совершенное старшим сержантом Сиротининым. Так, в полутени, его подвиг остается и сегодня, когда не осталось почти ветеранов. Ветераны ведь точно знали: в кровавом пылу боя возможно всё. В бою ведь нормальный солдат о себе забывает. Он самозабвенно делает свою работу – бьёт врага.


Посмертно Николай Сиротинин был награжден – орденом Отечественной войны 1-й степени. Во многом награждение и было вызвано публикацией в «Огоньке». Годом позже на месте его подвига был установлен памятник. В городе Кричеве именем Сиротинина назвали улицу. Но даже посмертно он не стал Героем Советского Союза. Говорят, объективных данных для награждения не хватило. «Данные» потянули только на орден…

А сегодня с героем сражается, в основном, «диванное воинство». «Такого не могло быть, потому что такого не могло быть никогда», - самый распространенный аргумент сомневающихся. В лучшем случае, они находят нестыковки в короткой военной биографии Николая Сиротинина. Чаще же удивляются: «Как это немцы не могли два с половиной часа боя вычислить и уничтожить одно-единственное орудие и единственного при нем бойца?». Они упрекают людей, десятки лет сохранявших память о старшем сержанте Сиротинине во лжи, а всех нас – в легковерности. Они очень плохо знают историю своей страны и не любят ее героев. История эта – всегда и во всем исключение из правил. Одним из самых главных исключений стал тысяча девятьсот сорок первый год. Впервые с этим исключением – Русским солдатом – в 41-м столкнулся германский Вермахт…

Правы сомневающиеся, пожалуй, только в одном: интереснее всего было бы выяснить подробности того героического боя. Увидеть всю картину! Хотя бы настолько, насколько позволяют это состояние архивов и добросовестность ведущих поиск. Всё остальное – от лукавого.

И все-таки, кому он нужен сегодня, этот навсегда двадцатилетний старший сержант? Даже его фото не сохранилось, а единственный портрет – это результат работы художника, который восстанавливал образ Сиротинина… по памяти родственников. Интересно, девятого мая с этим портретом есть кому идти в шеренгах Бессмертного полка? Родственники у старшего сержанта Сиротинина остались? Они помнят о нем? Дай Бог, чтобы это было так.

Источник: Солдатский храм

Комментарии (0)

Оставить комментарий