Станция с необычным названием и непростой историей – Мальчики



На тупиковом ответвлении от главного хода казанского направления МЖД есть станция с необычным названием и непростой историей – Мальчики. Станция находится на территории подмосковных Люберец
Среди местного населения  до сих пор не утихают споры относительно происхождения её наименования. Не единожды этот железнодорожный объект использовали и авторы художественных произведений.



В 1960 году писатель Юрий Яковлев написал  рассказ под названием «Станция Мальчики», где идет повествование о трогательном подростке Алёше и об удивительных происшествиях, которые с ним случались довольно часто. Так, однажды этот не лишённый наивности мальчуган без сопровождения взрослых очутился на железнодорожном вокзале. Что было дальше? Писатель так описывает ситуацию:
«Алёша ещё раз поднял глаза на расписание поездов, и тут взгляд его упал на строку, которая была почти на самом верху. Он прочёл: «Станция Мальчики, цена билета – 35 коп.». Алёша прочёл это странное название и улыбнулся ему, как старому знакомому. Где находится эта загадочная станция Мальчики? И почему она так называется? Может быть, на этой станции живут одни мальчики, и нет ни взрослых, ни девчонок? И может быть, эта незнакомая мальчишеская станция приютит человека, которому не нашлось места в большом городе? И он не будет несчастным и одиноким? У Алёши потеплело на душе. Он решительно подошёл к маленькому полукруглому окошечку кассы, протянул деньги и сказал:
– Билет до станции Мальчики!».


Так в центре повествования вдруг оказалась станция, способная приютить подростка, почти ребёнка, затосковавшего в большом городе. А причиной тому – её название, привлёкшее внимание не только героя произведения, но и самого автора. Откуда оно?
– Версий, так или иначе объясняющих происхождение названия станции Мальчики, не одна и не две – больше, – отвечает на просьбу корреспондента «Московского железнодорожника» разобраться в возникшем вопросе сотрудник Люберецкого краеведческого музея Наталья Степанова. – Однако, пожалуй, наиболее популярная из всех связана со старым советским фильмом «Путёвка в жизнь», где бывшие беспризорники-малолетки строили железную дорогу-узкоколейку.

Фильм, действительно, в своё время (выпущен он в 1931 году) наделал много шуму. Ведь именно эта лента открыла эру советского звукового кино. И не только. Когда заходила речь о популярности кинематографа, о массовом успехе, о зрительском признании, тоже вспоминали и продолжают вспоминать «Путёвку». Снимая картину, авторы отодвинули действие на десятилетие – в 20-е годы прошлого века. Образ времени, сурового и трудного, возникал в кадрах строительства воспитанниками коммуны железной дороги. Ритм трудового процесса, развёрнутого коммунарами, стал основой и монтажного ритма, по сути раскрывая идею фильма; его персонажи из числа бывших беспризорников и ставшие полпредами новой жизни – Мустафа, Колька по кличке Свист. Они, словно вынутые из хроники 20-х годов, олицетворяли собой начало «невиданного опыта». Но пока речь идёт об идее, воплощённой в ленте. А какими были реальные события, положенные в основу фильма?

История нынешнего подмосковного города Дзержинского тесно связана с Николо-Угрешским монастырём, основанным Дмитрием Донским в 1380 году в честь победы на Куликовом поле. В 1920-х годах монастырь был закрыт, а в его стенах образована детская трудовая коммуна для беспризорников, которая получила название «Коммуна имени Дзержинского». События, происходившие в коммуне за время её существования, нашли отражение не только в фильме «Путёвка в жизнь», но и в созданной гораздо позже художественной ленте – «Республика ШКИД».
– Начало отсчёта существования этого учреждения – 1917 год, – рассказывает Наталья Степанова. – Именно тогда в здании монастыря была организована детская колония Наркомфина, в которую входили приют для матерей с малолетними детьми, институт благородных девиц, учебный пансионат для мальчиков. Позже, когда вслед за Гражданской войной наступила разруха и махровым цветом расцвела детская беспризорность, колония была преобразована по инициативе Дзержинского в трудовую коммуну.

К концу 20-х годов численность воспитанников этого учреждения разрастается до 2,4 тыс. человек. Все они работали на предприятиях по четыре часа в день, параллельно занимаясь учёбой. Трудовая деятельность коммунаров непрестанно развивалась и совершенствовалась. Закупалось оборудование, на территории бывшего монастыря разворачивается строительство: надстраиваются корпуса, появляется электроподстанция.

Находящийся в стороне от больших трактов и железных дорог Николо-Угрешский монастырь поначалу был подходящим местом для содержания бывших беспризорных. Ведь многие из первых коммунаров попадали сюда прямиком из тюремных камер. Возможностью вернуться к искушениям прошлой жизни, скорее всего, кто-то из них и воспользовался бы, но единственной артерией, связывавшей коммуну с «большим городом», на тот момент была лишь Москва-река.

Но время шло, а вместе с ним множились трудовые успехи обитателей коммуны.
– За период с 1927 по 1937 год на территории, прилегающей к Николо-Угрешскому монастырю, – продолжает Наталья Степанова, – было построено пять заводов. Как пример, один из них с названием «Спартак», занимавшийся производством промышленных вентиляторов и электрооборудования для столовых. Продукция предприятия была настолько высококачественной, что быстро нашла широкий спрос за границей. В это же время был построен дом культуры на 860 мест, другие производственные и социальные учреждения. Территория, где до 20-х годов располагались деревни Алексеевка, Гремячево, Денисьево и Кишкино, за десятилетие не без прямого участия коммунаров развивалась настолько быстро, что в 1938 году получила официальный статус посёлка городского типа, которому впоследствии было присвоено наименование – Дзержинский (по названию коммуны). Бурное промышленное развитие этого края и предопределило необходимость строительства в этих местах узкоколейной железной дороги. Ориентировочная дата её открытия – 1931 год. Построенная коммунарами железнодорожная ветка, покрыв расстояние около пяти км, пролегала от Подмонастырской слободы до станции Панки. Основным её назначением стало транспортное обслуживание предприятий, расположенных в соседнем посёлке Котельники и дальше – вплоть до Люберец.

В конце 30-х годов коммуна прекратила своё существование. А построенная её воспитанниками узкоколейка просуществовала до начала 40-х. Промышленное развитие региона, расположенного к юго-востоку от Москвы, продолжалось, и для его обслуживания уже была востребована ширококолейная дорога. С этой целью вскоре были построены новые ветки железной дороги: грузовая Люберцы-2 – Карьер, продолженная впоследствии до посёлка Лыткарино, и пассажирская Панки – Яничкино (Дзержинский), проходящая через станцию Мальчики. По грузовым путям перевозились песок из Люберецкого карьера, уголь и мазут для построенной в этих краях ТЭЦ – продукция расположенного в посёлке Капотня нефтеперерабатывающего завода. Пассажирские маршруты были организованы в первую очередь для перевозки работников этих предприятий из Люберец в Дзержинский и обратно, к началу 1950-х годов линию электрифицировали. Именно в годы электрификации и появился участок железной дороги, соединяющий станцию Мальчики со станцией Панки казанского направления МЖД. Пригородное пассажирское движение просуществовало на ветке вплоть до 1997 года. Но невысокий спрос на пассажирское сообщение по данному направлению и существенные затраты на содержание контактной сети и устройств СЦБ оказались главными аргументами при принятии решения о закрытии движения электричек на этом участке.

До наших дней уцелела платформа станции Мальчики. Увидеть её можно без труда с путепровода Октябрьского проспекта (главной транспортной артерии Люберец), проходящего над железнодорожной веткой. Зато на участке Люберцы-2 – Мальчики – Яничкино сохраняется электрификация и грузовое движение. Остаётся оно и на участке от Яничкино до Дзержинского.

Но вернёмся к версиям, объясняющим происхождение названия станции Мальчики. Кроме той, что подробно изложена в этой статье, есть другая. По словам Натальи Степановой, она отсылает нас ко временам Николая I. По указу царя была открыта школа для одарённых крестьянских детей, имевших агрономические способности. Трём выпускникам школы была выделена пустошь у реки Люберки, по месту жительства этих мальчиков. Отсюда и пошло название местности.

Существует и третий вариант. Согласно ему нынешнее название образовалось путём адаптации нескольких слов забытого ныне мерянского языка, носители которого – финское племя меря – жили здесь задолго до славян. Меря называли это урочище «Ма-ле-чшу-ки». «Ма» – заросли, «ле» – река, «чшу» – бугор, возвышенность, «ки» – путь. Выходит примерно: «Дорога по холму вдоль заросшей реки», что вполне соответствовало пейзажу.
– Строго говоря, – делится своим мнением сотрудник Люберецкого краеведческого музея, – с точки зрения обоснованности гипотез, две последние версии названия станции выглядят более убедительными, чем первая. Но это не значит, что местные жители согласны с таким предпочтением. Практически каждый из них хотя бы раз видел «Путёвку в жизнь». И версия о том, что станция Мальчики была названа в честь героев этой киноленты, сохранит популярность до тех пор, пока будет оставаться память о фильме.

Владимир Горелкин

Комментарии (0)

Оставить комментарий