Крылатые хищники на страже неба столичных аэропортов


Как ястребы обеспечивают безопасность столичных аэропортов

История с аварийной посадкой самолета А321 наглядно показала всю опасность, которую несут птицы для пассажирских лайнеров. Поэтому многие аэропорты берут на службу хищных птиц. В Домодедове лайнеры охраняют крылатые хищники. «Вечерка» выяснила подробности такой службы безопасности полетов.


Заместитель начальника орнитологической службы аэропорта Домодедово Ника Рыжова-Аленичева — специалист по охоте с ловчими птицами. Она встретила нас со своей любимицей — старейшей «сотрудницей» орнитологической службы ястребом-тетеревятником по кличке Сильва.

Одетая в камуфляж, Ника была больше похожа на бравого рейнджера, только вместо автомата — сильная птица на руке, защищенной кожаной перчаткой. Мы прошлись по краю летного поля, и я удивился, увидев на территории ворон. Ведь служба же должна их уничтожать? Оказывается, совсем нет!


— Наша орнитологическая служба должна предотвращать появление птиц непосредственно на взлетной полосе, но ни в коем случае мы не должны истреблять всех пернатых в округе, — объяснила Рыжова-Аленичева.

Вместе с Сильвой мой специалист работает по графику «два через два».

— У птиц, как и у людей, должен быть выходной, иначе они перестают быть эффективными, — рассказывает орнитолог.

Судьба у Сильвы незавидная. Ее нашли семь лет назад с поврежденным клювом в ловушке для птиц — видимо, проиграла битву с воронами. Ника ее выходила.

Ястребов выпускают один–два раза в день инспектировать местность: и взлетно-посадочные полосы, и траву возле них. Там нередко собираются утки и стаи мелкой дичи.

Ника Рыжова-Аленичева поясняет: ястребы на службе в крупном аэропорту эффективнее соколов. Они тратят меньше времени на охоту. В помощь живым охранникам в аэропорту установлены еще и специальные пушки. Они издают громкий звук — имитацию ружейной стрельбы. Рядом — акустическая установка, имитирующая тревожные звуки хищных птиц. Такие устройства отпугивают «залетных». Животное может привыкнуть к звукам и перестанет бояться. Вот тут и приходит на помощь Сильва.

Выбор ястреба для работы не случаен. Соколы и орлы парят высоко над землей и сами рискуют стать проблемой для самолетов, а ястребы летят «на бреющем полете» — низко. И стремительно атакуют добычу.

— Вот показываю я Сильве на ворону — и она тут же летит. Так что с ястребами работать намного удобнее, — разъясняет Ника.

Птичья служба

Орнитологическая служба работает в аэропорту Домодедово с 80-х годов. В ее задачи входит контроль за популяцией птиц на территории аэродрома и в радиусе 15 километров от него. Подразделение следит за тем, чтобы пернатые не создавали опасность для авиалайнеров. Для этого при аэродроме «служат» около десятка ястребов-тетеревятников. Обычные птицы инстинктивно избегают мест, где охотится хищник.

СПРАВКА

В неволе ястребы-тетеревятники живут до 25 лет, а в дикой природе редко кто доживает до преклонных лет. Самки крупнее самцов и больше подходят для авиационных орнитологов.

Комментарии (0)

Оставить комментарий