Политики-«производственники» или политики-«торгаши». Автор Марина Бережнева.


Политики-«производственники» или политики-«торгаши»
Люди, которые сегодня вращаются в российском и украинском и республиканском политикуме, делятся на два больших типа, ментальность которых была выработана теми видами деятельности, которой они достаточно длительное время занимались. Эдакий результат «профдеформации».
Каковы эти виды? Если характеризовать их в общих чертах, можно выделить производство и государственное управление и торговлю.
Цель первого вида деятельности – создание устойчивого механизма, работающего на результат. Цель второго – как можно более быстрое получение прибыли, любой ценой.
Эти цели и определяют тот самый «модус операнди», который демонстрирует каждый из представителей вышеозначенных групп политиков.
Как выглядят их действия на практике? Группы «промышленников» и «государственников» (я объединяю их в одну, так как в них гораздо больше общего, чем различий) – не сторонники быстрых решений, они консерваторы, так как вынуждены просчитывать свои действия далеко вперёд – в силу специфики деятельности: от создания чертежей завода или плана построения ведомства до момента выпуска первой продукции или начала работы учреждения проходит немалое время.
Но выпуск первой партии продукции или приём первых посетителей не завершают цикл деятельности предприятия или учреждения, а только начинают. Помимо этого, в подобной деятельности приходится учитывать массу побочных факторов – от закона земного тяготения и сопротивления материалов до пресловутого человеческого фактора. Поэтому разумный промышленник или госслужащий вынужден планировать свою деятельность на длительный период – лучше на годы вперёд. И подобная привычка к планированию и упорядочиванию, продумыванию долгосрочных последствий и перспектив характеризует поведение представителей этого сегмента политикума.
А вот «торговцы», они же «эффективные менеджеры», отличаются совсем иным подходом к жизни – у них скорость оборота средств и прибыль – главные показатели успешности. Вопрос долговременного планирования даже не ставится – некогда, надо срочно продавать! Для них характерны в политике недальновидность, погоня за сиюминутной выгодой, чаще всего в ущерб (в перспективе) интересам всех, в том числе потенциального «здесь и сейчас», но вполне себе реального (в горизонте планирования пяти-десятилетиями, а не месяцами и днями) пушного зверя, для не осознающих этого политиков-«торговцев». Это, собственно, про них тот самый украинский анекдот про «нацарюю сто рублив, та втеку!». Подобные «политики» не видят ничего плохого в кидалове даже своих соратников, популистских обещаниях народу, в коррупции (хотя на словах они против, и как бы усердно борются с этим уродливым явлением) и в участии во всевозможных скандалах. Да, на коротких отрезках времени такая тактика работает (она же является их стратегией), однако, ничего долговременного на подобной основе никому построить не удалось.
К сожалению, с разрушением промышленной основы и государственной структуры украинского государства, в их (а и чего греха таить, и в наш, младореспубликанский) «политикум» активно ринулись люди из «торговой» братии. И не важно, чем они торговали и где – принцип организации мышления у них един – быстрый результат при минимуме издержек и максимуме личной заинтересованности. 
Беда в том, что реальная жизнь, при всём уважении к столь ответственной деятельности, как торговля, требует всё-таки от политика мышления скорее «производственного», хотя бы потому, что родить ребёнка можно лишь после девяти месяцев вынашивания, и любые попытки сильно «ускорить» сей процесс закончатся плачевно. И «Джонни, сделай мне «монтаж», как требование от окружающей среды или общества «быстренького» результата заканчиваются тем же.
К тому же, отличает такого рода «эффективных менеджеров» ещё одна особенность – они не рассматривают других, как равных себе – с наличием аналогичных прав, интересов, потребностей. Для них окружающие, это часть среды, неодушевлённой и требующей чаще всего «покорения». О том, что можно договориться, они слышали, но что договоренность – это кроме возможности получения чего-то искомого ими, ещё и выполнение взятых на себя обязательств, их обязательств перед тем, с кем договаривались, они забывают мгновенно и накрепко. Сразу после получения искомого.
Они также сильно не любят тех, кто в чём-то превосходит их лично. Но это тоже можно понять – если директор завода будет рад заполучить главного инженера, который будет лучше его знать технологический цикл, и директору не будет нужно вникать в тонкости использования фрезы в процессе обработки болванки, то торговец-торговцу прежде всего конкурент, и заполучить в команду человека, продающего лучше тебя, грозит тем, что в один прекрасный день «база контактов» будет слита, твой подчинённый откроет своё дело и будет окучивать твоих же покупателей. Дело это нехитрое, знания сопромата чаще всего не требует.
Засилье «эффективных менеджеров» и политиков этого же толка порождает довольно быструю «просадку» реального сектора экономики, да и прочих видов деятельности, где быстрый результат сложно продемонстрировать с помощью ярких презентаций, или маркетинговых или рекламных приёмов. В результате - выпускники школ начинают путать Австрию с Австралией, куда-то пропадает даже технология пошива штанов (вместе с технологами и швеями) – ракетные технологии пропадают вообще, как идея, из голов «электората», госучреждения начинают отфутболивать посетителей, зато пишут красивые отчёты, а президент начинает открывать торжественно общественные туалеты и сети магазинов.
Хотелось бы, чтобы каждый избиратель мог осознавать, отдавая голос за своего кандидата, – голосует он за «торговца» или «производственника». И осознаёт ли и готов ли принять последствия. Это важно.

. Автор Марина Бережнева

Комментарии (0)

Оставить комментарий