Кто знает, может быть все наши бабушки своими утренними и вечерним молитвами о мире и правда защищали нас от войн и напастей?


Мне иногда кажется, что я вглядываюсь в прошлое, в свои детские годы и картинка будто расплывается, становится зыбкой, как сквозь пламя свечи или как через стекло после дождя.
Вот сегодня я вспоминала бабушку Зою.
Я часто ее вспоминаю по вечерам, когда читаю молитвы, охраняющие и защищающие мою семью. Она будто передала мне эстафету оберегающих молитв за всех живущих и поминальных за всех ушедших до седьмого колена.
Или я сама взяла на себя эту ношу молитвенницы. 
Она верила в силу молитв, а я поверила ей, что так надо, так правильно.
Зоя мне была бабушка-мачеха. Объясняю.
Мама родилась в 1933 году в Самарской губернии и сразу стала сиротой. Ее мама- учительница в деревне – родила ее и умерла. Это были очень голодные времена на Южном Урале. Вы помните историю.
Несколько месяцев маму растила какая-то чужая бабушка, которую нанял мой дедушка Георгий в няньки.
А потом он женился на молоденькой  голубоглазой фельдшерице,  по имени Зоя, но про дочку ей ничего не сказал.
А по вечерам регулярно куда-то уходил из дома. Молодая жена заподозрила неладное и однажды проследила, куда Георгий уходит. Увидела, как вошел мужа в небольшую избу на окраине деревушки. Заглянула в окно, а любимый обнимает какую-то большеглазую малышку, подбрасывает ее в воздух, целует.
Когда он пришел домой, спросила: «кто эта девочка?». И муж рассказал про умершую маму своей дочери.
Зоя принесла девочку домой, отмыла ее, приодела, накормила и стала ей мамой, воспитывала до 19 лет, пока не выдала ее замуж.  Мама моя до 12 лет была уверена, что Зоя - родная мама ей.  А потом "сердобольные" люди открыли правду. Зачем?
В 1942 году бабушка получила извещение о том, что "Георгий Муталапов, политрук 5 отдельного дорожного батальона 2  ударной армии пропал без вести под Ленинградом у деревни Мясной Бор" -  там тогда шли страшные бои. Поисковые отряды до сих пор находят останки павших защитников и переносят их на братские кладбища. Нередко бойцы наносили свои имена на алюминиевые ложки и кружки, портсигары, находят именные медальоны . Зная инициалы, идентифицировать погибшего сложно, но возможно по спискам воинских частей.
Место захоронения Георгия не нашли. Указали только, где приблизительно он погиб. И все.
Зоя оставила дочку и маленького сына, рожденного в первые дни войны, на родственников и ушла на фронт медсестрой.
Многих солдат вынесла с поля боя…
 Она не любила о войне вспоминать, поэтому о ее ратном подвиге не могу ничего рассказать, но догадываюсь, что было трудно.
 Мы всегда  жили далеко от нее, папа был военным летчиком, и мы кочевали по гарнизонам.
Но бабушка приезжала к нам каждые полгода, куда бы не забрасывала папу его профессия. Зятя очень уважала и всегда любила с ним пройти по своему родному городу Орску, когда мы к ней приезжали. Только просила, чтобы папа непременно был в форме.
 И я тогда не знала, что она мне не родная.
И каждый вечер, засыпая, я видела в темноте комнаты  ее лицо, обращенное к маленькой иконе – она ее всегда с собой носила - , слышала шепот, с непонятными мне словами. Утром эти странные слова меня будили, а бабушка не учила нас молитвам совсем. 
Когда я сама начала читать Молитвослов, через пространство лет  проступили знакомые слова, и я поняла, что шептала бабушка, хотя тогда и не понимала кому. Были удивительные для меня, которые смутно помню: «Матушка- Заступница, научи меня больше молчать, дай мне смирения и веру в спасение, научи всех любить и прощать.». Зачем молчать? Зачем прощать? И как можно научить любить?
А еще я слышала имя свое и сестры, как она горячо просила, чтобы у нас (вот тут помню совсем смутно, но слова были про то, чтобы у нас  всегда  были головушки умные, взгляды ясные, ноги резвые, души чистые. Избавить просила бабушка нас  от беды лихой,  от жизни плохой. Просила накрыть  Святым покровом, защитить от хвори большой, от водки лихой, от ножа предательского, от огня ружейного, от дурного глаза, от порчи, от бед всяких.
На мой взгляд, это уже какие-то заговоры были.
Но всегда просила Матушку, царицу Небесную помиловать, спасти  и  сохранить внучек ее дорогих!
Думаю, у каждого из нас был такая бабушка, которая, как наша, за меня просила прощения, когда я поступала неправильно. Это я тоже поняла позже.   Когда бабушка умерла, я подумала, что шепот этот по утрам и вечерам был важной частью моей жизни, что она как-то и правда защищала меня. Я хочу в это верить. И верю.
 И совсем не важно, что я не понимала тогда какой такой Святой покров.  Он   меня согревал, будто  бабушка укутывала теплым одеялом в зимнюю ночь.
 И правда не было водки лихой в моей жизни, не было ножа, огня. А может и дурного глаза тоже не было? И бед внезапных не было, потому что когда-то бабушка об этом очень попросила?
Кто знает, может быть все наши бабушки своими утренними и вечерним молитвами о мире и правда защищали  нас от войн и напастей?
А мы своих детей и внуков защищаем?

Евгения Юрфельд

Комментарии (0)

Оставить комментарий