Утраченная эпоха


Старожилы Староконюшенного переулка 60-хх-70-хх годов в Москве возможно помнят, как по утрам возле своего дома прогуливалась статная, седая, но безупречно одетая дама и всегда одна. Мало кто из прохожих и очевидцев мог себе представить, что эта пожилая женщина была примой Мхатовской сцены, любимицей Константина Сергеевича Станиславского, музой Мстислава Добужинского и актрисой, на которую строился репертуар Московского Художественного театра и которую так не любил Михаил Булгаков ,очень жестоко и несправедливо поступивший с ней....
26 мая 140 лет назад родилась Лидия Михайловна Коренева(1882-1982) - народная артистка РСФСР, лауреат сталинских премий, потомственная русская дворянка, ставшая одной из выдающихся актрис своего времени. Во многих источниках указан неверный год рождения актрисы- 1885, равно как и день ее рождения- 31 июля.
Впрочем возраст свой Лидия Михайловна убавила себе сама, только уже в конце жизни, получая новый паспорт она указала подлинную дату своего рождения. Сегодня Кореневу вспоминают только театроведы, ибо она была звездой для тех, кого уже не осталось на этом свете. Последним живущим человеком игравшим вместе с Кореневой в спектаклях Московского Художественного театра была Маргарита Викторовна Анастасьева, которой не стало 16 апреля сего года, и которой было 97 лет. Именно Маргоша рассказывала мне о столь ценимой ею Лидии Кореневой с которой они много лет были в одной грим уборной и делились своими радостями и горестями.

Вкус и стиль Лидии Кореневой были эталонными для Москвы того времени. Она часто ездила за рубеж и была в курсе всех европейских новинок моды. Она была любимой клиенткой знаменитой Надежды Ламановой. О непростом, капризном характере Кореневой слагали легенды. Ее называли "бесенком Художественного театра", ее капризы были достоянием всей Москвы, только вот ее удивительный талант и сила драматического переживания не подлежали сомнению. В историю русского театра Коренева войдет, как непревзойденная героиня произведений Тургенева и Достоевского. Снялась Коренева и в 5 немых фильмах, в частности у Евгения Бауэра в фильме "Жизнь за жизнь", где также снялась Вера Холодная.

Ее подлинным триумфом стала Верочка " Месяц в деревне" по произведению Тургенева. На премьере в 1909 году, Мария Николаевна Ермолова восклицала:" Какая - же Верочка! Дивная, идеальная". Александр Блок был в восторге, Лев Бакст был сражен ею, в нее влюбился Мстислав Добужинский, который участвовал в создании декораций к спектаклю. Сомов, Бакст дарили ей картины. Добужинский боготворил ее. Он дарил ей букеты цветов , которыми на весь театр благоухала ее гримуборная.

Мстислав Валерианович был покорен Лидией Михайловной и как женщиной, и как актрисой. В ней была изысканная и наивная прелесть юности, только вот сердце ее было несвободно. Она любила первого красавца русской сцены Василия Ивановича Качалова. Причем любили его и Любовь Косминская и знаменитая в будущем- Алиса Коонен. С Алисой Георгиевной отношения у Кореневой на протяжении многих лет были очень непростые , но странное дело жизнь- в конце жизни они стали близкими друг для друга людьми.

Высокий блондин Василий Иванович Качалов был страстью Кореневой на протяжении всей ее жизни, но он был женат на замечательной актрисе, а затем и режиссере- Нине Николаевне Литовцевой. У него также были близкие отношения с Алисой Коонен, которая любила его всю жизнь, несмотря на что Александр Яковлевич Таиров боготворил ее. Опубликованные совсем недавно дневники Алисы Коонен отчетливо дают понять, как много значил для Коонен Василий Качалов.

В то время нравственность и душевная чистота были в порядке вещей и Лидия Михайловна не посмела искушать судьбу, и дала в монастыре обет безбрачия, который сохранила до конца своих дней. Всю свою энергию и внимание актриса отдает театру. Настает пора ее великих свершений: Лиза в "Братьях Карамазовых", Ольга Петровна в " Нахлебнике", Сольвейг в " Пер-Гюнте", Анна в "Вишневом саде" ,Лиза в " Бесах" и особенно в роли Татьяны Ивановны в" Селе Степанчикове"- спектакле, который закрепил за ней статус примы Художественного театра.
Ее ближайшим окружением были Станиславский и его супруга - Мария Петровна Лилина, ближайшая подруга Кореневой. Капризы- капризами, но когда труппа МХАТА в годы войны была эвакуирована, Лидия Михайловна единственная осталась ухаживать за больной Лилиной, у которой была саркома. Константина Сергеевича уже не было в живых. Марии Лилиной не стало летом 1943 года. Старела и Коренева. Проблемой Лидии Михайловны было то, что она не умела и не хотела откликаться на новое и оставалась в своем мире, была по природе своей консерватором и не принимала новизны. Она так и не сыграла ни одной возрастной роли, так как была против возрастного перехода.

С Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой у Кореневой были весьма сложные отношения, но они уважали друг друга и единственные из труппы кинулись защищать Марию Кнебель, когда в СССР шла кампания по борьбе с космополитизмом. Элегантная, эффектная, броская Коренева понимала, что ее имя уходит с авансцены времени. Она посещала балетные премьеры в Большом театре, не пропускала и концертов в Большом зале Консерватории ,но рядом не было никого. Она сама не подпускала.
Все закончилось для Лидии Михайловны довольно грустно. В 1958 году- ее вместе с Книппер-Чеховой вывели на пенсию. Ольга Леонардовна умерла, так этого и не узнав. Всемогущая Алла Тарасова, как не старалась ничего не могла сделать- она пыталась защитить актрис, но президиум театра ее не послушал. То был уже кризис МХАТА, великий театр терял свое лицо.

Лидия Михайловна отдала Художественному театру 55 лет. Ей было 75 лет, но у нее еще были силы играть на сцене. Она была глубоко оскорблена и поклялась не переступать порог МХАТА и слово свое сдержала. Ее видели только на похоронах Аллы Тарасовой, но Коренева стояла у входа в театр, и в здание не вошла.

Приходила Коренева и в Дом Актера при ВТО на чтецкие программы Алисы Коонен. Она хотела поддержать ее. После того как Коонен в 60 лет лишилась Камерного театра, стала вдовой, Лидия Михайловна смилостивилась. Она рассказывала Анастасьевой с каким интересом читала книгу воспоминаний Алисы Коонен "Страницы жизни". Эта книга увидела свет уже после смерти Коонен. Алиса Георгиевна успела передать рукопись, а вот до премьеры своей книги не дожила. Ее не стало в 1974 году. В своей книге Коонен не написала о Кореневой ни единого плохого слова. Это было поколение высоко нравственных, порядочных людей. Они умели прощать и забывать.

Нелюбимый Кореневой Михаил Афанасьевич Булгаков вывел ее в образе вздорной и взбалмошной истерички Людмилы Сильвестровны Пряхиной в своем "Театральном романе" и поступил очень жестоко и неблагородно. Да, Лидия Михайловна не жаловала его и не скрывала этого, но все с той же неугомонной и прекрасной Книппер-Чеховой и со Станиславским не раз спасала писателя от возможных контрдействий со стороны властей.

Коренева прожила жизнь честно и чисто, как и подобает подлинной артистке старого Художественного театра. Как она жила после ухода из театра, мало кто может сказать. Анастасьева ее иногда навещала, но у нее была своя семья, оставался театр и с годами они стали реже общаться.

Практически ни с кем не общаясь, Коренева сама поспособствовала тому, что ее забыли при жизни. Один раз одна журналистка позвонила Лидии Михайловне и договорилась прийти к ней чтобы взять интервью. Лидия Михайловна долго готовилась, наряжалась, но к ней так никто и не пришел. Благородная и несгибаемая она была всеми покинута.

В принципе Кореневой никто и не был нужен, ибо все те, с кем она начинала свое служение искусству и кого она любила, давно уже покоились на алее МХАТА, на Новодевичьем. Она оставалась последней из того еще дореволюционного Московского Художественного театра ,когда в Камергерском можно было услышать пение соловья, и извозчики развозили артистов по домам.

Ее не стало 2 июля 1982 года. Ей было 100 лет. Пришедшие из театра домой к Кореневой обнаружили опустошенную, разграбленную квартиру. Куда исчезли ее драгоценности, богатейшая коллекция живописи- неизвестно до сих пор, хотя многое из своей коллекции Лидия Михайловна распродала еще при жизни. Она привыкла жить ни в чем себе не отказывая. Семьи ведь у нее не было. Она была бесконечно одинока.

Похоронена Лидия Михайловна на Ваганьковском кладбище. Так закончилась жизнь некогда одной из первых актрис русской сцены, пленявшей великих мужчин и ушедшей последней из того старого Художественного театра, который нынче составляет славу и гордость России. Лицо ее навсегда осталось на полотнах отвергнутого ею Мстислава Добужинского. С днем Рождения Лидия Михайловна. Вы были прекрасны. Светлая Вам память.

P. S. Пару лет назад, когда праздновали 120-летие Московского Художественного театра, гуляя по Камергерскому переулку я обратил внимание на красивейшие портреты Мхатовцев служивших в дореволюционном Художественном театре. . Портреты Книппер- Чеховой, Лилиной, героя-любовника Качалова, как на сцене, так и в жизни, красавицы Марии Андреевой-гражданской жены Максима Горького, а Кореневой нет, как будто и не было ее вовсе. Это несправедливо и горько. Хорошо, что портрет ее по-прежнему висит в театральном фойе в МХТ имени Чехова. . Ребенком я любовался на ее лицо, как же она была хороша, как пленительна! Утраченная эпоха, ушедшая навсегда Россия.

Эдгар- Кирилл Дальберг.

Комментарии (0)

Оставить комментарий