Опубликовано: 07 сентябрь 2018 г.

В Эрмитаж привезли шедевры самой значимой частной коллекции «нового времени» - Лейденской



Уже сейчас понятно: когда будут подводиться культурные итоги 2018 года, открывшаяся в среду в Эрмитаже выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» войдет в первую тройку знаковых для Петербурга событий. 82 работы голландских мастеров XVII века из частной коллекции супругов Каплан не без сложностей, связанных, в том числе, и с политическими событиями, но добрались до нашей страны. Их уже могли увидеть москвичи в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, а теперь дошла очередь и до Эрмитажа.



Во всем «виновата» теща

Хотя Томас и Дафна Каплан щедро делятся своими приобретениями - в смысле дают возможность и другим их увидеть. Коллекция, насчитывающая более 250 картин великих художников, выставлялась уже более 170 раз. Только в прошлом году она была показана в Лувре и в Национальном музее Пекина. При этом саму коллекцию, получившую название в честь родного города Рембрандта - Лейдена, - начали собирать всего лишь пятнадцать лет назад. В 2003 году супруги Каплан приобрели первую картину - работу ученика Рембрандта Герарда Дау «Портрет Дика ван Берестейна». И за пятнадцать лет смогли довести количество полотен почти до трехсот. При том что сам Томас Каплан занимает всего лишь 1940-е место в рейтинге «Форбс». Но чего не сделаешь ради тещи, которая и подтолкнула зятя к созданию собственной коллекции.
Теща, кстати, урожденная Летичевская, происходит из семьи русских эмигрантов. Может быть, поэтому второй купленной Капланом картиной стал полотно того же Дау «Торговка сельдью», когда-то принадлежавшее Екатерине II, подарившей его графу Орлову, в семье которого оно передавалась по наследству, а в 1913 году было вывезено за границу. И может быть, поэтому в России покажут почти в два раза больше работ, чем во Франции и в Китае.
 

Быстрое чудо

Общую же стоимость своей коллекции Капланы не озвучивают. Но можно догадаться. Хотя в данном случае дело даже не в стоимости. Один тот факт, что за полтора десятилетия удалось собрать огромную частную коллекцию шедевров, приводит в изумление даже директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. И хотя Эрмитаж стал в свое время первым музеем в мире, где стали выставлять частные коллекции, такого количества значимых работ, собранных за последние годы коллекционерами, не видели даже здесь.
Как сказал Пиотровский, «эта коллекция - чудо, потому что в основном все картины великих мастеров давно находятся в музеях». И действительно, например, картин Вермеера в мире насчитывается всего 36, и ни одной из них нет в российских музеях и в частных коллекциях. За исключением коллекции Каплана, где есть работа Вермеера «Девушка за веджинелом», и ее тоже привезли в Эрмитаж.
Между прочим, сам коллекционер объясняет свой успех тем, что он всё «делает быстро». И если предложенная ему картина понравилась, он об этом сразу говорит и сразу переводит деньги продавцу. Поэтому дилеры и аукционные дома, занимающиеся продажей живописи, обращаются к нему в первую очередь. Но это так, информация к размышлению.
 

Две женщины у одного камина

Но и Эрмитажу есть что показать коллекционеру, поэтому было принято решение выставить вместе с коллекцией Каплана работы голландцев из музейного собрания, считающегося самым богатым в мире. Так, только произведений Рембрандта в Эрмитаже 21, тогда как в Лейденской коллекции 12 картин, в том числе знаменитая «Минерва», и два рисунка. Но это не демонстрация собственных успехов, а вполне логичное дополнение к частной коллекции, потому что многие картины являются «парными», хотя и находятся в разных собраниях.
Так, работа Франса ван Мириса «Отдыхающий путник» из Лейденской коллекции считается парой находящей в Эрмитаже картине «Разбитое яйцо». Они одного размера, зеркально расположены друг к другу и несут один и тот же подтекст.
А есть картины, просто дополняющие друг друга. Как работы Якоба Врела, на которых изображена опрятная старушка в белом чепце, сидящая у камина. И даже камин на обеих картинах украшен одинаковыми керамическими тарелками. Только одна старушка «сидит» в Эрмитаже, а другая - в Лейденской коллекции. На выставке они встретятся.
Близки по стилю и лейденский «Портрет старика» Яна Ливенса и эрмитажная картина «Сара вводит Агарь к Аврааму» Адриана ван дер Верфа.
Всего же из эрмитажного собрания Лейденскую коллекцию будут «дополнять» восемь работ. И отличить их будет просто - музейные картины в шикарных золоченых рамах, лейденские - в скромных черных. Этим работам и придется вести диалог, «судьей» в котором будет Леонардо да Винчи. Именно его рисунок «Голова медведя» из Лейденской коллекции, не относящийся к золотому веку голландского искусства, но являющийся единственной итальянской жемчужиной собрания, станет связующим звеном между художниками, музейщиками и коллекционерами всех времен и народов.
Увидеть шедевры можно будет до середины января, потом выставка отправится в Абу-Даби, но, разумеется, уже без эрмитажных работ.


Автор Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
Источник​​​
Автор публикации: Снежана Аэндо
Просмотров: 2 126
Комментарии

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
код вконтакте
код фейсбук
по просмотрам по комментариям