Опубликовано: 28 март 2021 г.

Выпускник СПбГУ, стал обычным сельским учителем, решив посвятить себя обучению детей из глубинки.

Сам я родился и вырос в Санкт-Петербурге, жил с родителями в самом центре нашей северной столицы, здесь же закончил школу, а потом Санкт-Петербургский государственный университет – факультет свободных искусств и наук. Но в дипломе у меня нет права преподавания в школе, а я решил заняться именно этим. Почему? Мне очень интересно работать с детьми, нравится, потому что считаю, что любые перемены в обществе начинаются именно со школьного образования. Проще говоря, пойти работать в школу я решил основательно. Каждый молодой человек в какой-то момент думает, чем он хочет заниматься в будущем, и понимает, что вот этот вариант его интересует больше всего. Я не могу сказать, что это произошло по щелчку пальцев. Я знал, что будет много сложностей, правда не думаю, что у городских учителей меньше сложностей, чем у сельских.


О проекте «Учитель для России» 

Чтобы моя мечта исполнилась, я стал участником этого проекта профессиональной переподготовки. Прошел обучение, которое позволило мне пойти работать в школу, а сейчас продолжаю сотрудничать с методистами внутри этой программы. То есть данная программа предполагает, что два года я работаю в школе и после этого получаю диплом, позволяющий мне преподавать дальше. 

Как все-таки все начиналось? Сначала я получал общее гуманитарное образование в университете, а пока учился, занимался научной работой. После выпуска (это было три года назад) продолжал заниматься наукой и попутно просто зарабатывал деньги на жизнь в сфере обслуживания (в кафе, ресторанах). Но понял, что для меня это не так интересно, как, наверное, желание продолжать работать внутри своего предмета, литературы и искусства, но уже преподавая это в школе. Если раньше, в советские времена, после окончания вуза было распределение выпускников в сельские школы, то сейчас такого нет. К тому же мой диплом и не давал мне право преподавать. Начал рассматривать варианты того, как могу пойти в школу. Сначала смотрел, изучал в интернете частные школы, где не требуется иметь диплом педагогического вуза. Но потом меня привлекла эта программа «Учитель для России». Она понравилась тем, что дает серьезную методическую и финансовую поддержку при выходе в школу. Кстати, программа изначально подразумевает выбор школы: когда мы проходим все этапы отбора, можем поехать в предложенные нам школы (обычно это целый список), где есть ставки, посмотреть, какая нравится больше, познакомиться с администрацией, с учениками, учителями и т.д. Но это было не моментальное событие. Я сначала подавал заявку на участие в проекте в ноябре 2017 года, потом проходил этапы отбора. Перед выходом на работу учителем состоялось обучение. Был летний институт, который длился пять недель, в течение которых происходила интенсивная подготовка педагогов. Мы встречались также с различными преподавателями, работали с ними, потом участвовали в организации летнего школьного лагеря, где вели уроки. 

Родители мой выбор только поддержали (они у меня обычные люди, не педагоги, не искусствоведы). В итоге, благодаря этому проекту, в конце августа 2018 года я приехал сюда, в небольшую школу в селе Пановы Кусты Сампурского района, которое находится в 100 километрах от Тамбова. И свой выбор сделал осознанно. До этого ездил по разным населенным пунктам Калужской и Тамбовской области, от больших до маленьких. Но мне понравилось именно здесь, в маленькой деревне. Атмосфера здесь понравилась, школа такая уютная, небольшая, всего 21 ученик. Мне показалось, что именно здесь лучше всего смогу реализовать себя как начинающий учитель, проявить свои качества. Здесь я буду знать каждого ребенка и хорошо видеть его развитие. В таких условиях можно полностью отдаться учебному процессу и просвещению, не отвлекаясь на дисциплинарные моменты. Еще есть возможность реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку. И если мне удастся сделать жизнь хотя бы одного чуть более интересной и дать ему почувствовать, что он сам выбирает мир, в котором живёт, то я буду счастлив достигнутому результату. 

О школе и жизни в селе 

Школа, где я сейчас работаю, была построена в конце 80-х годов, но двухэтажная. Мне дали 5, 7 и 8 классы, где я преподаю русский язык, литературу, английский язык и проектную деятельность (такой предмет сейчас есть). В село я попал в первый раз. Бывал когда-то в деревне, но не жил там больше месяца, и здесь моя жизнь началась, можно сказать, с начала. Помню свое первое в качестве учителя 1 сентября. Была линейка, познакомился с ребятами, а потом разошлись по домам, потому что была суббота и уроков не было. Сейчас у меня 21 час в неделю, это примерно по 5 уроков в день. Все хорошо. Как дети отнеслись ко мне? Отлично. У них ведь до меня два года точно также от нашего проекта работал учитель, поэтому им было не в первой видеть молодого нового преподавателя. Нашел с детишками общий язык, занимаюсь и после уроков с ними. Живу в частном доме, который арендовал. Найти его помогла местная администрация, но снимаю сам. Увы, так называемая программа «Земский учитель» только обсуждается в правительстве РФ, ее пока нет. Поэтому плачу за аренду 3500 тысячи рублей. От проекта «Учитель для России» получаю стипендию в размере 20 тысяч рублей и компенсацию за жилье. Какие условия жития? Да все нормально! Правда, в доме нет воды, удобства на улице. Ничего, уже привык. Да, после города было тяжеловато, да и вообще в селе жить намного сложнее, но человек, если хочет, ко всему привыкает. Вся моя жизнь проходит в школе, после уроков я возвращаюсь домой, потом читаю, готовлю уроки на следующий день, постоянно работаю с методистами, отправляю видеозаписи своих уроков, получаю обратную связь. Бывает, конечно, иногда одиноко, потому что особенно зимой здесь делать кроме работы просто нечего. А вот скучно не бывает. Я после школы с детьми тоже занимаюсь, вот сейчас в наших планах поставить вместе со школьниками театральную миниатюру или спектакль, с которой принять участие во всероссийском конкурсе с целью показать детям Москву и другие города России. 

Кстати, живу я не один, а с котом по кличке Чернозём. Он мне достался по наследству: родился от кошки предыдущего учителя, который здесь до меня жил и работал. 

Об учениках, их мечтах и трудностях 

Самая главная трудность в селе – это транспортная коммуникация. Очень сложно добраться куда-либо. Еще плохая инфраструктура, в селе даже нет хорошего магазина. А в остальном – все хорошо. Живу на «тамбовщине», учу детей и до сих пор не знаю, откуда взялась поговорка «тамбовский волк вам не товарищ». Очень интересно! Здесь продают магнитики с тамбовским волком, сувениры. Так почему, откуда эта поговорка появилась?! Местные люди очень отзывчивые, добрые, всегда стараются помочь. Иногда иду, а они здороваются, спрашивают: «Все хорошо? Может, помочь чем?». 

Родители моих учеников работают, в основном, в сельхозе, кто-то в магазине, кто – в клубе. Но, в основном, здесь живут пожилые люди, молодежь уезжает, поэтому и детей так мало в школе. Чем детишки отличаются от городских? В городе у ребенка лучше развиты коммуникативные навыки, то есть когда он живет в большом сообществе и каждый день видит новые лица, ему легче адаптироваться. Здесь же дети, когда видят незнакомого человека, начинают стесняться, даже бояться. Но подход я ко всем нашел. Все дети очень разные. Многие из семей, оказавшихся в трудной ситуации, у других родители-одиночки. Что говорить, бедно живут… Сейчас я обучаю в общей сложности девять детей, еще на мой кружок пять человек из других классов приходят. Мы часто разговариваем с ними о будущем, об их мечтах. Так вот, почти все они мечтают поехать в Москву или в Сочи, увидеть большие города, море своими глазами, увидеть мир вокруг. Увы, многие даже в райцентре не бывали… 

О будущем 

Здесь я буду работать по программе еще год, а что будет потом – жизнь покажет. Единственное, что сейчас понял – без поддержки проекта мне будет очень сложно здесь остаться. Даже представить не могу. Зарплата очень низкая (около 13 тысяч рублей), много времени уходит на подготовку уроков. Сельская школа отличается тем, что здесь нет параллельных классов, все уроки уникальные. Мне нужно подготовить каждый урок отдельно. Это не как в городе, где, например, три пятых класса, и ты готовишь урок сразу на всех и его проводишь. В деревне каждый урок новый. Я не боюсь трудностей, мне это все нравится. 

О себе 


Я живу здесь один, но женат. Моя супруга также работает в сельской школе, правда в Калужской области. Так получилось, что мы с ней познакомились именно в этом проекте «Учитель для России», когда только начали участвовать в нем. Недавно поженились – в декабре 2018 года. Супруга учит детей литературе там, а я – здесь. Приезжаем друг к другу по выходным. Мы, конечно, мечтаем работать вместе, но пока это невозможно, потому что, в первую очередь, это коснется наших учеников. Это сейчас сложно организовать, как для проекта, так и для нас, поскольку мы в ответе за детей, с которыми только начали работать. 

О главном 

Главное для меня – это прожить жизнь как можно более счастливо. А мечтаю о том, чтобы стать хорошим учителем и чтобы у нас с женой в будущем была своя большая семья, учитывая, что мы всю жизнь будем вместе».

Гордость России​​​
Автор публикации: Влад Берёзкин
Комментарии

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
код вконтакте
код фейсбук
по просмотрам по комментариям