Опубликовано: 04 июль 2020 г.

" О реках, как и о людях, говорят только тогда, когда они находятся в разливе - на пределе"


41 год назад ушла из бытия земного в небытие небесное кинорежиссер Лариса Шепитько. Ушла трагически, на самом пике возможностей. С ней вместе ушли еще пять человек - ее съёмочная команда фильма «Прощание с Матёрой».
Непокорённая
Один мудрец сказал, что о реках, как и о людях, говорят только тогда, когда они находятся в разливе - на пределе.
Мне кажется, Лариса Шепитько была как раз из тех людей, которые всю жизнь шли именно к этому «разливу», утоляя свою жажду познать мир и сделать его лучше, и через совершенствование мира окружающего сделать свой внутренний мир лучше и глубже. Всё, что она делала, у неё получалось «вопреки» и некстати для существующего строя. Но у Ларисы было то, чего, к сожалению, нет у нашего поколения – поколения, рождённого в 90-е – тяга к новым задачам, которые кажутся невыполнимыми, преданность делу, даже некая жертвенность, ценность которой для кинопроизводства так любил подчёркивать ее учитель Довженко. И огромный нравственный груз, который она пыталась разделить и донести до своего зрителя, надеясь получить отклик.
Лариса была очень строга к себе, к тому, что она делала и к тем, кто ее окружал.
«Нельзя снять сегодня картину ради денег, что, я вот, проходную сделаю картиночку, здесь я скажу, чего хотят, уступлю, постараюсь угодить, а здесь я полуправду скажу, а там я вообще об этом умолчу, а вот в следующем фильме я наверстаю. Всё, что хочу, по полной мере, как человек творческий, как художник, как гражданин, я всё скажу. Ложь! Невозможно! Бессмысленно обманывать себя этой иллюзией. Один раз оступился, второй раз на ту же дорогу, праведную, не встанешь».
Лариса Ефимовна, её личность поражала меня тем, как она всю свою жизнь старалась следовать этим высоким нравственным и моральным максимам, и не поступаться ими. Такое не встретишь в нынешнее время, и тогда это было редкостью, но не такой как сейчас. Не поступиться принципами во имя правды, даже если ты сам можешь пострадать, защищаться до конца, искать справедливость – в этом есть что-то даже от подвижника.
Вся жизнь Ларисы Ефимовны – будь то жизнь кинематографическая или личная, будто построена по принципу постоянного и постепенного восхождения на все новые и новые высоты.
Сначала был ВГИК и мастерская великого мастера Довженко. Александр Петрович называл себя «забытой совестью» советского кино и именно он сумел привить всем своим студентам любовь к отражению и поиску духовной составляющей жизни. «Красота, красота духовная есть основа всего, истина человечества, и искать надо её», говорил Довженко, «без духовной красоты и правда не так важна».
Для Ларисы Ефимовны, которая была украинкой, проведшей детство и юность во Львове и Киеве, эти уроки сыграли решающую роль в самоопределении – как режиссерском, так и личном.
Результатом этого явился дипломный фильм «Зной» - по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз».
Фильм этот, на мой взгляд, прежде всего, о человеческой личности, о том, как юный тракторист Кемаль сталкивается с первой жизненной несправедливостью и как он учится преодолению. Юность и добро здесь побеждают даже мелочную тягу бригадира Абакира к золоту. Как говорит героиня повести Калипа: «Добром, любовью хотела отогреть его душу. А он? Да что уж там говорить… Лошадь тоже работает, а только человек — он и есть человек, душа в нем прежде всего… Тогда и работа в счастье, тогда и делу есть смысл… А он, он не понял ничего. Какой был, такой и ушел».
Лариса Ефимовна помнила уроки Довженко и стремилась показать именно изменяющую всё силу добра и любви. Если человек чист, чисты его помыслы и душа, то он не может разрушать – он может только созидать – таков был главный лейтмотив этой дипломной работы.
Следующим этапом была новелла «Родина электричества» по Андрею Платонову, которую положили «на полку» на целых 20 лет. Ларисе Ефимовне не суждено было увидеть премьеру своего фильма.
Из повести Платонова, который был убеждённым атеистом, у Ларисы Ефимовны получилось сделать притчу о нелегкой крестьянской судьбе и о вере в чудо, о том, что не всегда чудеса урбанизации могут победить силу веры. И когда долгожданная вода всё-таки появилась – это было прямое доказательство этого. Не мировую революцию с лозунгами строил инженер в деревне, а выполнял нравственную и жизненную задачу – совершенствования и помощи ближнему своему.
Но настоящей «лебединой песней» и вершиной всех моральных устремлений Ларисы Ефимовны стал фильм «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников», идею которого она вынашивала очень давно.
Довженко говорил, что «всё художественное искусство должно создаваться в память о мертвых и во имя живых, поскольку именно так замыкается жизненный круг,связывая то,что было,есть и будет».
Можно сказать, что эти слова Александра Петровича могли бы служить эпиграфом к фильму.
Существует много историй о предательстве на войне. Но почерк настоящего мастера отличает именно то, что он может посмотреть на эту историю под иным углом, привнести туда свое личное, выстраданное. В этом фильме сошлись сразу несколько элементов – личный опыт Ларисы Шепитько, нравственные уроки Довженко, святая для большинства людей тема войны и ….. вера. Как это ни странно прозвучит, даже для нас, живущих сегодня, во времена застоя Лариса Ефимовна задумала создать фильм о вере. И история о том, как из двух партизан один предает другого в экстремальной ситуации (его жизнь находится под угрозой), превратилась в историю о вере в силу духа человека, о том, как его мысли и душа смогут возвеличить его.
Несмотря на то, что Сотников погиб в конце фильма, он обессмертил себя тем, что он ушел «чистым», без тени предательства. Посмотрите на сцену казни из этого фильма – у него светлое и спокойное лицо, будто в момент смерти на него снизошло просветление.
Поэтому мне кажется, что в данном контексте его смерть выглядит гораздо большей ценностью и даже спасением, чем жизнь Рыбака - предателя, которую он смог себе продлить, но тень Сотникова всё равно следовала за ним. Это главная фабула – «Жизнь во лжи – не есть жизнь». Да и жизнь ли это, если участь Рыбака была понятна – его использовали, а потом выкинули на обочину.
Лариса Ефимовна верила в реинкарнацию и искала продолжения жизни, в том числе и жизни Сотникова. И нашла, воплотив угасающий, но несломленный дух партизана в мальчике - наблюдателе на площади. Их глаза встречаются, и мальчик плачет, а Сотников, словно передав ему что-то важное, закрывает глаза и со спокойным вздохом уходит в иной мир.
Самое важное тут даже не то, о чем я говорила в начале – мораль, воздаяние, христианские сюжеты о вере в добро, а то, что Лариса Ефимовна смогла показать и заставить предателя именно переосмыслить свой поступок и уже мы можем наблюдать то, как такая недавно дорогая жизнь становится для Рыбака никчемной и ненужной, он сам старается лишить себя этой жизни - в нужнике повеситься на ремне. Но высшие силы, а, может, просто случайность лишают его и этого.
И он остается один на один с черно-белой зимней действительностью, где у него есть жизнь,но вместе с тем нет ничего.
И после просмотра уже у нас, зрителей начинается то самое переосмысление наших представлений о добре и зле,нравственности и морали.
Лариса Ефимовна во время подготовки к съемкам говорила о замысле своего фильма: «Стадная нравственность нашего времени, в стране, где от бога отказались, поверхностна. Это не я так задумала - это время требует у меня такой фильм. Вечная историческая борьба духовного и бездуховного-это меня интересует». Так мог говорить только человек, который сам прочувствовал на себе все проявления этой стадной нравственности, но при этом остался глубоко духовным и не предающим высокие идеалы.
В череде «шестидесятников» Лариса Шепитько выделяется своей целеустремлённостью и тем, что она несла в своем творчестве. И до, и после были женщины - режиссеры, и выдающиеся, такие, как Динара Асанова с её «Пацанами»,(она,кстати,помогала Ларисе Шепитько на съемках первого фильма «Зной») или Вера Хитилова, творчество которой я очень люблю.
Но такой,как Лариса, больше не было.
Она ушла непокорённой.


Екатерина Новикова.
Автор публикации: Снежана Аэндо
Комментарии

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
код вконтакте
код фейсбук
по просмотрам по комментариям
Для-хостела.рф