Опубликовано: 08 июнь 2020 г.

«УМ ЧЕЛОВЕКУ ДАН, ЧТОБЫ ВВЫСЬ СТРЕМИТЬСЯ» (Адыг. посл.)

Адыги на Северном Кавказе селились по долинам рек, занимались земледелием и животноводством. Большое значение у них имело коневодство. Издревле адыги добывали железо, медь, свинец, серебро, в обработке этих металлов они достигли большого мастерства. Гордостью адыгов является черкесский костюм (мужской и женский), который всегда отличал их от других народов. По прошествии времени мужская черкеска стала самой популярной одеждой на Северном Кавказе. Кубанские, терские, донские казаки полностью переняли адыгский костюм, и вместе с ним седловку лошадей, манеру ношения оружия и езды. В 19 веке черкеска была утверждена как воинская форма казачьих войск на Северном Кавказе. Она стала частью имиджа достойного и храброго воина, для которого главным является честь.

Разглядывая старые фотографии черкешенок, наряженных в национальное адыгское платье – «сае», легко отметить, как ярко и красиво расшиты рукава платья, а точнее – нарукавники. Это самый яркий акцент на праздничном женском костюме − вышивка золотом на декоративных нарукавниках «сае». После поездке в Японию адыгский народный мастер Замудин Гучев, сравнил нарукавники на адыгском женском платье с «фурисодэ» − длинными и широкими прямоугольными рукавами кимоно японских аристократок. Мастер призвал адыгских дизайнеров особо сохранять эту деталь. Именно она качественно, по мнению мастера, выделяет адыгский женский костюм и делает его особенным. «Не утерять бы!», − сетовал Замудин Гучев по этому поводу. Важно отметить, что руки девушки в национальной одежде всегда были защищены тканью. Нарукавные подвески, нарукавные манжеты в золотой вышивке и длинные подвески – типичный костюма девушки или знатной женщины, чьи руки охранялись от нежелательных взглядов и контактов, чья сакральная чистота не подвергалась сомнению.

В Национальном музее Адыгеи хранится единственная в своем роде мужская рубаха-оберег. Она принадлежала темиргоевскому князю Джамбулату Болотокову. Рубаха датируется серединой XIX века и попала в музей благодаря супруге князя в 1938 году. Адыги такую одежду назы-вали рубахой, предохраняющей от пуль или «щэтемыгъафэ джан». Рубаха изготовлена в туникообразной форме без плечевых швов, имеет круглую горловину с разрезом по центру, а также воротник-стойку. Сшито изделие из хлопчатобумажной ткани песочного цвета. Внизу рукава соединяются с рубахой четырехугольным клином для свободного движения рук. Она почти полностью расписана древними письменами. На рубахе изображены также геометрические фигуры – круги, по окружности которых вписаны тексты и цифры. В нескольких частях пересекающиеся круги образуют символы, подобные знаку древнего Цветка жизни. Спина рубахи также расписана. В области лопаток на обеих сторонах спинки изображено два круга-солнца с лицами. Эти лики «солнца» имеют тонкие черты и крупные глаза, а на лбу левого изображения между его бровями стоит точка. У адыгов с древних времен существовал культ солнца. Считалось, что оно дает жизнь и свет всему живому. Такие культовые изображения на рубахе были призваны уберечь хозяина одежды от смерти. Источник 

Орнамент у адыгов всегда имел сакральные корни. Так, например, ромб или ромбовидные фигуры обозначали четыре стороны света; трехлепестковая фигура обозначает клевер, или соединение трех миров: водного, земного, небесного, или священное число «3»; рогообразный стиль соотносился с головой барана, оленя, быка обозначал благоденствие; дискообразные фигуры или круги, вышитые золотом обозначали солнце, если вышиты серебром – обозначали луну, имели смысл вечной жизни; растительный орнамент связан с культовыми представлениями адыгов – в народе считалось, что счастье приносили все плодовые деревья, а также липа, ясень, дуб, боярышник, они так же символизировали веру в исцеление от разных болезней, наговоров, заклятья, либо сглаза; в изображении цветов, трав, семян, корней адыги также видели магическую силу. С использованием таких орнаментов на предметах обихода или на одежде, владельцу предоставлялась своеобразная защита сакрального оберега. Подробнее 

На фото: 1). Адыгский орнамент на предметах повседневного обихода (Различные виды орнамента народов Северного Кавказа); 3) Женское платье «сае»; 4). Мужская адыгская рубаха-оберег; 5). Кавказский орнамент украшает оружие.

МСК/Верим в Россию
Автор публикации: МСК - Верим в Россию
Комментарии

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
код вконтакте
код фейсбук
по просмотрам по комментариям
Для-хостела.рф