Опубликовано: 26 февраль 2020 г.

О самой маленькой действующей железной дороге России


Павел Чилин, инженер из поселка Ульяновка Ленинградской области

Вместе с Сергеем Тереховым сконструировал уникальный паровоз и самую маленькую действующую железную дорогу России

«Когда мне было лет десять-одиннадцать, я первый раз увидел в Литве узкоколейный паровозик, и с тех пор мне очень захотелось, чтобы у меня тоже появился такой. Мы там отдыхали с родителями. Меня поразили маленький паровоз, крошечные вагончики, машинист, который на ходу выпрыгивал из кабины и переводил стрелку! Все было такое игрушечное и в то же время настоящее. Так у меня появилась мечта: построить узкоколейку и миниатюрный паровоз.

О реализации

Приступить к осуществлению детской мечты я смог спустя много лет. Мы переехали с женой из Санкт-Петербурга в поселок Ленинградской области и стали обладателями земельного участка. Он был заболоченный, нужно было много проводить подготовительных работ: где-то подсыпать землю, где-то, наоборот, углубить. Дорога пришлась бы как раз кстати. Первые метры узкоколейной железной дороги я заложил в тот день, когда отвез жену в роддом. Так что мой сын Валентин и узкоколейка – практически ровесники. Сейчас он мастерски катается на паровозе, выпрыгивая на ходу из него, чтобы поправить стрелку, прямо как тот литовский машинист, которого я видел в детстве.

О помощи

Локомотив я сконструировал и собрал вместе с соседом Сергеем Тереховым. Сергей работал железнодорожником, так что все тонкости знал. Мы с ним на форуме познакомились и подружились. Он настоящий энтузиаст своего дела, без него я бы, наверное, не решился на эту авантюру. Я очень любил путешествовать, в поездках мое особое внимание привлекали уходящая техника и узкоколейные дороги. Я их все облазил, сделал кучу фото. Когда начал делать дорогу и паровоз, уже было представление, как это должно выглядеть. Долго выбирал ширину колеи, это очень важный вопрос. Остановился на чешском варианте: колея в 300 миллиметров. Это не слишком широко (чем шире колея, тем дороже дорога), но на нее уже можно ставить вагоны. Протяженность дороги – 330 метров, оборудованы три моста, она имеет 10 стрелочных переводов и одно скрещение. Тупики оборудованы упорами. Узкоколейка начинается от дома и огибает весь участок.

О строительстве

Тонкостей при постройке было много. Мы брали стальную полосу, приваривали к ней пластины-подкладки. Через эти подкладки крепили полосу к шпалам. Шпалы – это деревянные брусья, пропитанные в отработанном масле. На 100 метров пути необходимо установить примерно 250 шпал. Шпалы для железной дороги я пропитывал сам. Держал их две недели в бочке с отработанным маслом, теперь они будут служить не меньше восьми лет.

О паровозе

Паровоз начали строить с котла. Это один из самых сложных и ответственных узлов. Потом изготовили колёсные пары и раму. На неё установили котёл, будку и паровые машины. Купили бесшовные трубы для корпуса котла и внутреннего расположения, листы стали, крепёж, манометры, краны и водомерные стёкла. Что не смогли купить, изготовили сами. Паровоз у нас получился 1,5 метра высотой. За образец мы взяли локомотив начала XX века. Наш паровоз, он живой, пыхтит, урчит, шевелится. Огромное удовольствие на нем кататься. Я своей супруге говорю: это не только технический транспорт для личных нужд, но и своеобразный способ воспитания детей. Ко мне столько детворы и туристов приходит кататься! Паровоз привлекает к себе, манит. Это такой почти живой организм, у которого всё шевелится. Идёт пар. Он дышит, может устать. Около него и внутри него особенно тепло. Другие единомышленники ездят со всей России испытывать свои изобретения, смотреть конструкцию паровоза и дороги. Производство паровозов в бывшем СССР прекращено в 1956 году. И очень жаль. На мой взгляд, это транспорт с душой.

О составе

За эти годы у меня появился миниатюрный подвижной состав: паровоз, мотовоз, ручная дрезина, три вагонетки, пассажирский и товарный вагоны. На постройку дороги и паровоза ушло 11 лет. Сын тоже загорелся моим увлечением, мечтает построить мотодрезину на основе мотора от бензопилы на широкой колее.

О вредителях

Мешают функционированию дороги бобры и ондатры. Бобры валят деревья на узкоколейку, приходится ее периодически ремонтировать, а ондатры роют под дорогой и мостами огромные норы.

О планах

В планах у меня дальнейшая модернизация дороги и паровоза и развитие идеи. Хотелось бы аттракцион какой-нибудь в парке сделать протяженностью несколько километров или туристическую дорогу построить людям на радость».

Гордость России
Автор публикации: Снежана Аэндо
Комментарии

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
код вконтакте
код фейсбук
по просмотрам по комментариям