Опубликовано: 25 январь 2020 г.

Уж если доплюнуть не получается, тогда – лучше замолчим


Не знаю, как у вас, а у меня лично переполнивший в последние пару дней «блогосферу» заголовок «музыкант Сергей Никитин осудил Юрия Башмета за поддержку Путина» (с) вызывает ощущение какой-то немного стыдной неловкости. Потому что не всем, честно говоря, по масти осуждать музыканта Башмета.
Хотя бы потому что, как справедливо заметил один мой умный ехидный коллега, «Никитин – музыкант. Шевчук – музыкант. И вообще, каждый суслик – агроном» (с). Люди, пишущие  заголовки про то, как музыкант Никитин осуждает музыканта Башмета, вообще потеряли края стакана, сопоставляя несопоставимое…
Но я о другой, ещё более забавной, так сказать, жизненной коллизии: мне просто безумно любопытно, как сейчас «известный музыкант» (и, действительно, не худший в своё время бард) Сергей Никитин относится к человеку, без песен на стихи которого они с женой так бы и остались «известными» в рамках исключительно какого-нибудь КСП города Мухосранска.
Если конкретно, к последнему из оставшихся в живых великих русских поэтов уходящей советской эпохи -- Юнне Петровне Мориц.
Угу.
Потому как она, с одной стороны, с точки зрения той нынешней «либеральной интеллигенции», мировоззрение которой разделяют барды Никитины, куда более «нерукопожатна» даже по сравнению с несчастным Юрием Башметом, а с другой…
…А с другой – «Когда мы были молодые», «Апрель над кровлями витал, накрапывало сверху», «На этом береге туманном». Да даже «Пони бегают по кругу» и «Большой секрет для маленькой, для маленькой такой компании» -- это, ребят, всё не Никитины.
Это – она.
Маленькая, седая, совершенно железная и, слава Богу, до сих пор живая женщина, имеющая наглость писать гениальные стихи, на фоне которых всеразличные включаемые чиновниками от министерства просвещения в школьную программу «современные литературные классики» выглядят, извините меня, совершенными литературными пигмеями. И иметь при этом совершенно не подобающее «либеральной интеллигенции» мировоззрение, которое было невозможно сломать и в годы Советской власти, и, тем более, сейчас.
Впрочем, с точки зрения «либерально-интеллигентского сознания», проблема существования Юнны Петровны вполне легко разрешима: если какое-то явление, не устраивающее «описателя», невозможно по каким-либо причинам облить подходящего качества помоями, то об этом явлении лучше просто «молчать». Приём известный и не раз отработанный: именно так, ещё в советские годы, был старательно «ликвидирован» из истории русской литературы тот же Илья Эренбург. В Сорбонне «классика европейского модернизма» изучают, у нас – только в лучшем случае на журфаке, в программе «теория журналистики», там его просто – уже никак не обойдешь.
А как иначе?
Он ведь как человек, обладавший гигантским литературным авторитетом не только в Союзе, но и в Европе, и Солженицына «сырым прозаиком» именовал, и своего друга Пастернака корил, что не стоит великому русскому поэту писать такую конъюнктурную и местами откровенно слабую прозу, даже если за неё потом и дают Нобелевскую премию (как позже выяснилось -- прав был: за что её только не дают).
Да и вообще – Сталина уважал.
Так что, раз уж доплюнуть не получается, тогда – лучше замолчим. И после смерти Ильи Лохматого его книги, если мне склероз не изменяет, просто тихо перестали издавать, о них перестали писать: ну – не было такого Эренбурга.
Война – была.
На ней был Солженицын и т.д.
А Эренбурга – не было.
И кто там писал «Убей немца» -- не знаем и слыхом не слыхивали, не мешайте, давайте лучше о поэтах-шестидесятниках поговорим…
То же самое и с Мориц. Уже похоронили. Наверное, оделять друг друга государственными и прочими премиями, включать «социально-близких» авторов в школьную программу и сознавать, что при этом где-то рядом живёт и все видит стихотворец такого масштаба, всё-таки неуютно даже и для этих самоназначенных в 90-е «современными классиками» персонажей. Издержки советского гуманитарного образования: учили тогда все-таки достаточно хорошо.
Но они справятся. 
Когда отхлынет кровь и выпрямится рот
И с птицей укреплю пронзительное
сходство,
Тогда моя душа, не сколок, а народ,
Забывший ради песен скотоводство,
Торговлю, земледелие, литье
И бортничество, пахнущее воском,
Пойдет к себе, возьмется за свое —
Щегленком петь по зимним
перекресткам.
И пой, как хочешь. Выбирай мотив.
Судьба—она останется судьбою.
Поэты, очи долу опустив,
Свободно видят вдаль перед собою
Всем существом, как делает слепой.
Не озирайся! Не ищи огласки.
Минуйте нас и барский гнев и ласки,
Судьба — она останется судьбой…
…И дальше – самое главное и самое страшное:
Ни у кого не спрашивай: «Когда!»
Никто не знает, как длинна дорога
От первого двустишья до второго,
Тем более до страшного суда.
Ни у кого не спрашивай: «Куда!»
Куда лететь, чтоб вовремя и к месту!
Природа крылья вычеркнет в отместку
За признаки отсутствия стыда.
Все хорошо. Так будь самим собой!
Все хорошо. И нас не убывает.
Судьба — она останется судьбой.
Все хорошо. И лучше не бывает.
(Ю.П. Мориц. «Скрижаль»)
…Хрен вам, извините, какой Быков так скажет.
И не потому что не умеет складывать слова и рифмовать строки.
Умеет.
Вполне.
Просто – другой масштаб.
Приблизительно как в сравнении «музыканта Никитина» -- при всём, что называется, уважении -- с «музыкантом Башметом», после которого человека хотя бы относительно культурного охватывает та самая мучительная неловкость, о которой я и писал в самом начале данного материала.

Дмитрий Лекух 

Известный бард Сергей Никитин возбудил интернет объявлением о своем отказе участвовать в юбилейном вечере известного альтиста и дирижера Юрия Башмета.
Собственно, о том, что Никитин должен был принять участие в юбилейном вечере, знали немногие. Теперь узнали все, и про то, что хотел, и про то, что теперь не хочет участвовать.
Поначалу Сергей Никитин позвонил Юрию Башмету. Объяснился тем же дружеским манером, каким договаривался о своем участии. Но потом решил, что этого как-то мало. Не прозвучало никак. И вот исполнитель авторской песни объявил об этом на своей страничке в "Фейсбуке". Потому что - дело политической архиважности! Башмет Путина поддержал! Теперь Никитину с ним по-дружески - никак?
Если по порядку - в субботу на брифинге, посвященном предстоящему 60-летию, Юрий Башмет высказался и по поводу американского "закона Магнитского": "Если бы больные дети сами находили в Интернете телефоны бездетных американских семей, звонили бы им и говорили: "У меня нет родителей, я болен, возьмите меня к себе, вылечите", - это было бы одно дело. Но когда есть посредники, которые зарабатывают большие деньги на том, чтобы этих детей отдавать за границу, - это совсем другое... Я сам не считаю Америку своим главным начальником, и вот за это я и обожаю Путина, что он умеет сказать: "Мы не Америка, мы Россия, и нам не нужны американские начальники". Возможно, там есть какие-то списки - я не знаю, но все, что произошло с Магнитским, - это наше, российское. Если бы это произошло во Франции, это было бы французское. Но никак не американское".

Сергей Никитин прочел - и три дня спустя написал в "Фейсбуке": "Дорогие друзья!
Я отказался от участия в Юбилейном вечере Юрия Башмета. Не считаю для себя возможным быть на этом вечере в силу серьезных разногласий с юбиляром по поводу принятого "закона Димы Яковлева" и его отношения к президенту В.В. Путину. Ваш Сергей Никитин".
Позже Никитин успел объяснить "Эху Москвы" подробнее: вроде бы и отказываться не хотелось, и участие в таком концерте, в таком составе лестно, но... "принадлежать к лагерю людей... таких людей, как тёзки Юрия Башмета: Юрий Норштейн или Юрий Шевчук - гораздо приятнее". Дело в лагерях. Лагерь не тот - а эта штука посильнее любого искусства.
Разумеется, поднялся страшный гвалт. Лагерные зашумели. Посещаемость странички Никитина выросла в разы. Тысячи откликов, среди которых и обычное для Интернета хамство, и стройные ряды "одобряем и поддерживаем" (все, что "против"), но есть и робкие недоуменные голоса вроде этого: "Уважаемый Сергей Никитин! Получается, что другую точку зрения, отличную от вашей, иметь нельзя?! Это ж сколько людей придется предать анафеме заодно с Юрием Башметом?!"
Понять можно все. Понять, зачем Никитину такой вот способ выяснения политических чувств и отношений: давненько митингов не было, а чертовски хочется митинговать. Понять, отчего он с этим пошел в Интернет: где как не здесь умеют душить любое инакомыслие десятиэтажной малообразованностью. Но и понять, отчего этот кунштюк у кого-то все же вызвал недоумение - тоже нетрудно.
Звали человека на день рождения - а он ответил митингом протеста. Ну странно это, согласитесь.
У Никитина тысячи (а может, миллионы) своих поклонников - у Башмета тысячи (а может, миллионы) своих. Взвешивать на весах, кто более матери истории ценен, - дело пустое, история сама рассудит. Но надо ли, если взгляды вдруг в чем-то не совпали, превращать все в перебранку похабную (а других в Интернете не бывает)? Какой-то низкий это штиль.
Шел на день рождения - попал на митинг. Дальше ничего не помню.
Ну почитайте эти тысячи комментариев к заявлению Никитина - сплошные пошлости и низости, как ни верти. Как же так - если ты думаешь, что "борешься" с "низостью и пошлостью", зачем самому опираться на то же самое, беспросветное? Не стыкуется это.
У кого там какое о чем мнение - это пожалуйста, ради бога. Но если уж мы про "интеллигентное", то хорошо бы научиться хотя бы мух отделять от котлет. Впрочем, какая "интеллигентность" - уж этот-то пережиток проклятого прошлого мы, кажется, победили в себе бесповоротно. Так что про "не трожьте музыку руками" - напоминать не будем.

Мнение
Заявление Юрия Башмета о "законе Димы Яковлева":
"Я сразу хочу сказать: мне тоже не нравится, что это коснулось детского вопроса впоследствии. Но это же не так, что больной ребенок без родителей где-то в интернете нашел какой-то американский телефон и стал обзванивать и спрашивать: "Скажите, пожалуйста, вот я больной, и мне здесь не помогают у меня на родине. Вы не могли бы меня приютить, сделать операцию, вылечить? У меня нет родителей. Вы не хотели бы стать моими родителями?"
Понятно же, что это - тупость. Понятно, что есть организации, для которых это - коммерция. Посредники должны быть или нет? Есть они. Деньги зарабатывают? Зарабатывают. Это - одна сторона. Другая сторона - гораздо более серьезная: если мы не можем помочь нашим детям, то почему нужно запрещать им уехать в Америку и там вылечиться?
Но у меня есть один пример. Я не был в детских домах, где все плохо. Я был только в одном, где все гениально - в Сочи. Я знаю, что на одного ребенка там пять воспитателей и врачей. И я знаю, какие там результаты. Чулпан Хаматова делала вечер, мы показали на экране очаровательного мальчика, который читал стихи. В результате этого концерта супружеская пара без детей, живущая под Москвой, разыскала этого мальчика, забрала, оформила. Ему сделали операцию, он в полном порядке, живет в семье.
Поэтому, когда говорят, что у нас никто не обращает на сирот внимания, это неправда. В то же время, хотя мне категорически не нравятся язык и действия оппозиционных движений, сам факт их существования - это очень хорошо. И наши первые лица прекрасно прислушиваются к их мнению. И коррективы есть. Например, в том же самом указе вторым пунктом идет усиление внимания к детскому вопросу. Вы это заметили?"

Программа трех концертов
Вернемся к концерту Башмета.
Несмотря на страшную потерю, Праздничный фестиваль к его 60-летию все же состоится. Больше того, сегодня он открывается - причем, участие в нем примет целое созвездие знаменитостей. Вот - программа этих дней...
23 января
Открытие фестиваля в Большом зале консерватории.
Солисты: Анна Софи Муттер (скрипка), Мишель Порталь (кларнет), Юрий Башмет (альт). Государственный симфонический оркестр "Новая Россия".
Дирижер: Валерий Гергиев.
24 января
Концерт в день рождения.
Концертный зал им. П.И. Чайковского. Солисты:
Максим Венгеров (скрипка), Денис Мацуев (фортепиано), Жан Люк Понти (скрипка), Юрий Башмет (альт) и др.
Гала-концерт, поздравления, сюрпризы.
27 января
Большой зал консерватории. Солисты: Джованни Солима (виолончель), Олег Майзенберг (фортепиано), Ву Ман (пипа), Юрий Башмет (альт). Камерный ансамбль "Солисты Москвы" на инструментах Страдивари, Гварнери, Амати из собрания Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России

Игорь Николаев
Автор публикации: Снежана Аэндо
Комментарии

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
код вконтакте
код фейсбук
по просмотрам по комментариям