Опубликовано: 09 декабрь 2019 г.

Рассказ штатного священника Русской Православной Церкви о его работе в такси


Священник подрабатывает таксистом.
Разве этот факт может вызвать что-то , кроме уважения?
Было время, я тоже таксовала. И кто-только не садился за "баранку" такси, чтобы иметь каждый день "живую копеечку". Кого я только не встречала в этой ипостаси: ученых, актеров, режиссеров, военных. Да кто угодно. Работать не стыдно.
Поэтому этот рассказ священнослужителя Ильи Соловьева о своей дополнительной работе я размещаю здесь,  как еще один позитивный пример человека не ноющего и обвиняющего всех и вся, а  человека , предпринимающего шаги для выхода из ситуации и с благодарностью принимающего новые возможности, продолжая и в мирской жизни служить Богу и людям.

"ЗЕЛЕНОГЛАЗОЕ ТАКСИ
Да, я штатный священник Русской Православной Церкви, состоящий 17 лет в священном сане, кандидат богословия, кандидат исторических наук, наряду с несением своего церковного служения работаю водителем такси. Я начал свою работу здесь примерно месяц назад после того, как мое ближайшее церковное начальство освободило меня от несения церковного послушания, которое давало мне возможность материально себя обеспечивать. Теперь мой оклад не позволяет мне этого и я легально подрабатываю в такси.
Садясь за руль я вспоминаю русских эмигрантов, некоторые из которых несмотря на свое знатное происхождение и прежнюю обеспеченность, оказавшись на чужбине, зарабатывали себе на хлеб работой в парижских таксмомоторах.

СВЯЩЕННИКИ-РАБОЧИЕ
Скажу сразу, что у меня нет никаких претензий к нашему сельскому приходу, в который меня назначили три года назад через неделю после того, когда архиерей освятил храм, построенный нашей общиной при моем посильном участии в г. Московский. Я знаю, что выплачиваемое мне вознаграждение вполне соответствует нашим приходским доходам и вовсе не скорблю от этого и с благодарностью к Богу довольствуюсь тем, что у меня есть. Более того, я не хочу просить себе иного места, т.к. знаю, что, говоря словами Б. Гребенщикова, "в наше время, когда крылья - это признак падения" мои просьбы натолкнутся на стену.
- Как же Вы можете, так унижать свой сан? - быть может, спросят меня некоторые православные.
Я отвечу так: "Нет никакого унижения в честном труде. Всякий благой и честный труд угоден Богу".
В 1940-50 гг. в Католической Церкви в Европе существовали священники-рабочие, посланные на заводы и фабрики для миссионерской цели. Говорят, что эти цели не были достигнуты и в 1953 г. Ватикан прекратил этот "эксперимент". На самом деле у священника, работающего на светской работе, есть новые возможности для церковной миссии, хотя формально они и более ограничены, чем проповедь в храме. С другой стороны аргументы случайного попутчика, незнакомого человека, встретившегося в машине, иногда могут значить для людей больше, чем самые пламенные призывы с амвона.
Важно и то, что священник-рабочий, знающий реальную жизнь, в отличие от затворившегося в стенах обители монаха, может быть более трезв в своем общении с людьми на исповеди, при встречах, в иных приходских ситуациях.

НОВАЯ ЖИЗНЬ
Устроившись на работу водителем такси я понял, что вся моя прежняя жизнь была своего рода "прекраснодушным детством". Я никогда не работал "в миру". С 23-х лет, сразу после окончания Московского Университета, я поступил на службу в Московскую патриархию и занимал тут различные должности, затем был рукоположен.
Приходится теперь признать, что среднестатистический священник не вполне знаком с жизнью своей паствы. Можно сказать и более. Очень часто мы вообще не знаем, какова она - реальная жизнь. Во всяком случае я это понял как говорится "на своей шкуре". Работая в такси я увидел иной мир, мир такой, какой он есть без приходских прикрас. Люди всегда (очень часто) разговаривают со священниками не так, как они общаются в обычной жизни, даже тогда, когда они выдвигают аргументы против веры или высказывают свое неуважение к "жреческой касте". У прихожан в храме очень часто даже неосознанно возникает какая-то "ролевая игра". Они стараются быть ЗДЕСЬ лучше, выглядеть перед Богом и единоверцами иначе, чем в реальной жизни. Все эти деланные "простите! благословите! со святым вечером! Ангела за трапезой! спаси Вас Господи!" - составная часть этой игры.
Помню одну нашу прихожанку из церкви, где я служил в Москве. Она всегда была благодушной и улыбалась. Но вот я увидел ее в метро, как говорится со стороны. Другое лицо. Я даже не узнал ее поначалу...
Помню, как на Крутицком подворье после смены духовного начальства Великим постом стали готовить пишу без растительного масла. Придя в трапезную я увидел, что макароны в таком виде я просто не смогу есть.
- Зачем вы готовите без масла? - спросил я новую повариху.
- Масло для желающих на столе.
За столом тем временем сидело несколько прихожанок.
- Как же батюшка с маслом-то? Пост ведь! - изрекли некоторые жующие уста.
- Послушайте, - сказал я им, - для чего вы демонстрируете здесь свою "праведность"? Для чего вы лжете самим себе и окружающим? Скажите мне правду как на исповеди, кто в такие дни дома готовит хотя бы для самого себя пишу без масла?
В ответ - гробовой молчание.

ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЕТСЯ В ТАКСИ
Мне часто приходится слышать телефонные разговоры пассажиров или их беседы между собой. Я слушаю их невольно, потому что мне некуда убрать свои уши. Меня буквально поражает, что некоторые молодые девушки говорят с употреблением матерных слов. Парни и девушки разговаривают порой между собой точно также. Знайте, дорогие мои, что это отвратительно смотрится со стороны! Я помню, что даже в школе самые отъявленные классные "хулиганы" старались "не ругаться" при девочках.
Некоторые люди в такси ощущают свое превосходство перед водителем. Ведь они платят за услугу!
- "Эй, шеф... эй, командир, поверни налево..."
- "Ты куда едешь? Глаза разуй!"
Некоторые пытаются проявить свое превосходство в грубости. Помню девушку - продавщицу из дорогого бутика. Весь день она улыбалась и делала из себя стрессоустойчивую, вежливую продавщицу, а, оказавшись в такси, вдруг стала иной и отыгралась на водителе по полной, с грубостью и обидами. Но я не обижаюсь и не обращаю внимание на это. Людям трудно жить...
То, что людям трудно жить понятно и потому, что очень многие говорят только о возможности заработка, получения денег. В этом нет ничего удивительного, хотя хочется, чтобы чаще говорили о хорошем - о хорошей книге, о понравившемся фильме, о добрых новостях.
Отдельная тема - сленг. Молодежь и даже более старшее поколение в повседневной речи плохо владеют русским языком. Слова "типа", "я такой(такая)", "прикинь", "как бы" и проч. наполняют до 50% произносимых предложений. Иногда я не совсем понимаю о чем идет речь. Думаю, что это от того, что многие мало читают и прежде всего - нашу русскую классику. Отсюда - столь бедный словарный запас...
И все же люди в большинстве своем хорошие, они очень чутко реагируют на вежливое обращение, особенно тогда, когда на явное неуважение и грубость они слышат в ответ совершенно иное. В такси мне часто приходится "подставить другую щеку" пассажирам и если это работает с евангельским результатом - я получаю подлинно христианское удовлетворение.

ИЗДЕРЖКИ И РАЗОЧАРОВАНИЯ
В последний месяц я начал понимать, что московские власти делают все для того, чтобы нажиться на участниках дорожного движения. Обилие всякого рода камер, размещенных порой с завидным коварством, отсутствие в центре города легальной возможности для остановки ради посадки или высадки пассажиров, штрафы и преследования от ГАИ (ДПС) и проч. - такова реальная ситуация на дороге. Да, российский и московский бюджеты нуждаются в поступлениях, но есть и иные способы их пополнения, в том числе и такие, от которых будет хорошо и удобно простым людям. Не понятно, например, почему водитель такси персонально отвечает за происшествия на дороге, а за нарушения правил дорожного движения штрафуют не его лично, а компанию, которой принадлежит машина? Ответ прост. Штраф на физическое лицо ниже, чем на юридическое. Но таксопарк все равно взыщет этот штраф с водителя, а государство получит больше денег. Получаются своего рода "двойные стандарты". Власти проявляют здесь явную погоню за финансовыми поступлениями и несправедливость.

В ДОБРЫЙ ПУТЬ.
Садясь за руль своего желтого такси я осеняю себя и дорогу крестным знамением, прошу Божия благословения на свой труд. Я вожу машину со страхом Божиим, стараюсь соблюдать правила и быть честным с пассажирами, коллегами, проявлять истинно христианский настрой. Я прошу Бога о помощи мне в этом моем новом деле, которое я тоже воспринимаю как служение ближнему, а, значит и Богу. В добрый путь! Если Богу будет угодно - я еще поделюсь со своими читателями и друзьями в ФБ своими впечатлениями от новой работы.


НА УТРО
Буквально на следующее утро после публикации моего поста "Зеленоглазое такси" ко мне начали поступать звонки от моих знакомых.
- Вы, батюшка, такой "хайп" сорвали.
Неизвестное мне слово неприятно резануло по слуху.
- Что такое?
- А Вы посмотрите свой ФБ!
Открыв свою страницу, я был несказанно удивлен. Конечно, я ожидал некоторой реакции, но о таком количестве откликов я и подумать не мог.
- Вас теперь зашлют служить куда-нибудь на 5 дней в неделю "утро-вечер" к строгому настоятелю, под видом "заботы" о Вас, - говорил мне другой мой знакомый многоопытный священник. - Это распространенный в прошлом прием... Помните изречение влиятельного в прошлом иерарха: "Ты у меня служить будешь до язвы"?
- Надеюсь, что теперь это уже в прошлом, - ответил я.
Еще один собрат в протоиерейском сане с удивлением вопрошал:
- Что Вас подтолкнуло к такому решению? Ужели у Вас нет денег?
Последний вопрос в разных редакциях задавался мне многими, как в личных сообщениях, так и в комментариях к моему посту. Повторю банальность: "Не в деньгах счастье!"
За три дня после публикации на мой текст отреагировало почти 2000 человек и более 500 раз его перепостили, поступило более 500 комментариев и более 250 (sic!) личных сообщений. Все я не сумел даже и прочитать, не говоря уже про ответы. Я сожалею, но постараюсь ответить каждому, кто мне написал. Дайте срок.
СВЯЩЕННИК-ТАКСИСТ. PRO ET CONTRA
В личных сообщениях и в комментариях определились основные аргументы тех, кто не одобряет мой поступок и тех, кто его приветствует.
Те, кто поддерживает мой шаг пишут, что священник должен быть рядом с людьми, видеть их не только в Храме, но и в повседневной жизни, причем быть при этом наравне с ними. Высказывается мысль о том, что перед рукоположением в священники кандидат должен пройти определенный жизненный путь, получить опыт. Это справедливо. Не потому ли каноны предписывают рукоположение во пресвитера как минимум в 30 лет? (14 прав. Трулльского собора). Кандидат должен иметь не только "твердость убеждений и зрелость ума", но и жизненный опыт.
Есть люди, которые довольно своеобразно оценивают тот факт, что в наше время священники способны пойти работать в такси или вообще на светскую работу. "Красавчик!" "Мужик!" "Уважуха!".На самом деле личная переписка и комментарии показывают, что уже давно и очень многие священники подрабатывают на светской работе. Причем это имеет место не только у православных. И, конечно же, уход на светскую работу вовсе не подвиг, Представление о том, что священник обязательно ездит не "Мерседесе", что священник является каким-то "небожителем" не от мира сего - печальное заблуждение. И именно этот самообман заставляет многих удивляться от того, что среди нас находятся недостойные люди и даже преступники... Мы вместе с другими людьми состоим из плоти и крови, мы "болеем" теми же "общественными болезнями", чем "болеют" и другие члены общества. Хотя, м.б., иногда чуть реже...
Аргументы противников различны. Священнику нельзя опускать до такой работы. Лучше идти преподавать, раз есть две кандидатских степени. Кое-кто пишет, что мы вообще не должны работать в миру, но "питаться от алтаря". Последнее я категорически не приемлю.
"Сильный" аргумент привела одна из православных женщин:
- Во дни поста молодежь едет на такси развратничать в ночные клубы. А их везет туда на машине священник!
Если принять этот аргумент, то в такси вообще не может работать христианин. Тем более он не может работать машинистом в метро, водителем автобуса или быть, например, летчиком...
Заслуживает внимание и такое суждение:
- Священники получают опыт на исповеди, они умудряются там, зачем тут еще светская работа?
Должен сказать, что в своей жизни я много и часто исповедывал и продолжаю это делать. Определенный опыт пришел, но это совсем другой опыт, чем тот, что я получил на светской работе.

ARBEIT MACHT FREI
Работа и вправду может сделать человека свободным. При этом свободу надо понимать не только как возможность ездить на Канары или покупать в магазине все что захочешь. Работа делает священника в материальном отношении более или менее независимым от своих прихожан. Эта зависимость всегда тяготила лучшие умы церковного сообщества и в дореволюционное время даже государство пыталось принимать какие-то меры для ограничения этой зависимости.
Заметим, что работа дает священнику некоторую независимость от своего духовного начальства, что, конечно, не может понравиться тем, кто сморит все еще на своих подчиненных как на рабов. Правда, каноны в современном виде дают архиерею неограниченный простор в области разного рода "прещений" (наказаний) священников вплоть до запрета и снятия сана. Но это уже другая тема.
Обобщая можно сказать, что независимая работа дает священнику больше возможности жить по свести. Уверен, что это важно для многих из нас.
Хочу привести здесь отрывок из письма ко мне одного заграничного священника:
"На мой взгляд, любому священнику работать полезно. Но, оговорюсь, только по моим личным ощущениям.
- работа - это как баня, она смывает с тебя всю накипь внешнего лубочного благочестия, что о. Александр Шмеман именовал "церковной химерой". Потому что не ряса и борода делают священником...;
- работа освобождает от страха перед церковным начальством, а главное: от пресмыкательства подчиненных и помыкательства начальствующих. Я бы сказал, что оно позволяет выстраивать подлинно пастырские отношения со всеми;
- работа повышает ответственность священника перед Богом и общиной. Работа стимулирует быть всегда в тонусе. Работающий священник знает не по наслышке "по чем хлеба кус";
- работа снимает напряжение в отношениях между собратьями-пастырями: священники не завидуют друг другу, им нечего делить между собой. Они отдают свое свободное время общине, при этом ничего не требуя взамен.
- Главное то, что у работающего священника выпадает полностью денежная мотивация в служении. Думаю, что это важный +. Приход ничего не даёт. Священник перестает быть приходским работником. Таким образом, у священника выстраиваются совсем иные отношения с паствой". Как все это верно!

ИНФЕРНАЛЬНОЕ
Прочитав мой пост в ФБ или одну из многочисленных на него ссылок, вновь, после трехлетнего перерыва, оживилось в своей клеветнической компании против меня некое лицо, незаконно именующее себя протодиаконом, солистом филармонии, ветераном труда и даже... "узником совести". Еще в 2013 г. группа историков разоблачила этого человека о чем я сказал ему прямо в глаза, несмотря на то, что мы были знакомы с ним почти четверть века. Помню, как исказилось от злобы его лицо. С того времени он пишет на меня анонимки, клевещет под своим именем на меня, и даже на моих друзей и мою маму (!). Недавно от него был звонок нашему настоятелю, в администрацию нашего округа полетело очередное очернительное письмо. Мне искренне жаль этого почти что 80-летнего старика... Возможно, что это уже болезнь. Если не душевная, то духовная точно.

ГОСПОДЬ МОЙ И БОГ МОЙ!
Я благодарю многих и многих читателей ФБ за выражение мне сочувствия и готовность помочь. Благодарю и тех, кто откликнулся с неодобрением. Должен сказать, что Ваша поддержка дает мне силы. Многие пишут, чтобы я был осторожен, потому что над таксистами висит опасность и есть реальные угрозы. Это правда, но я уповаю на Господа и Бога моего. Мне безразлично, что кто-то с циничным недоверием отнесется к этому утверждению. Надо сказать, что и священников убивают у нас тоже и без всякого такси...
После проведенной "в рейсе" ночи я направляюсь к своему дому. Поднадаевший женский голос из Яндекс-навигатора утомил меня и теперь я могу его отключить. Включаю радиоприемник. Слышу песню:
"Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал...."

Илья Соловьев

Автор публикации: Снежана Аэндо
Комментарии

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
код вконтакте
код фейсбук
по просмотрам по комментариям
Для-хостела.рф