Опубликовано: 14 апрель 2019 г.

Северный морской путь: Россия делает странам Арктики выгодное предложение



Арктический феномен
Уже через пять лет Северный морской путь должен стать глобальной транспортной артерией, отодвинув на второй план Суэцкий канал. А это, в первую очередь, прибыль для России. К 2024 году грузоперевозки доберутся до отметки в 80 миллионов тонн. И это не смелые прогнозы, а конкретная задача, поставленная перед правительством президентом России Владимиром Путиным в рамках прошедшего в Санкт-Петербурге Международного арктического форума.
Двух мнений о целесообразности этого маршрута быть не может. Одного взгляда на карту мира достаточно, чтобы понять, насколько короче по срокам могут быть поставки, а, соответственно, и дешевле логистика при использовании Северного морского пути (СМП).
Через Суэцкий канал – ныне крупнейший транспортный узел – Петербург и Владивосток разделяет 23 тысячи километров. Через Северный морской путь эти две географические точки находятся гораздо ближе – 14 тысяч. От Иокогамы до Мурманска через СМП можно добраться быстрее в два раза – всего 5 770 морских миль. Однако пока Севморпуть используют лишь 100 судов в год, а Суэцкий канал – 18 тысяч.


Дело за формированием инфраструктуры. Это и ледокольное сопровождение, и оборудованные порты, железнодорожные и автомобильные магистрали к ним, средства навигации, метеонаблюдения – все для обеспечения коммерческого плавания. На эти цели предусмотрено уже сейчас 735 миллиардов рублей. Из государственной казны пока лишь треть – 274 миллиарда. Остальное — 460 миллиардов – возьмут на себя инвесторы — Росатом и «Новатэк».
Тема строительства инфраструктуры несомненно стала ключевой в Санкт-Петербурге, где с 9 по 10 апреля проходил Международный арктический форум. О тенденции и планомерном выходе России на грузоперевозки в 80 миллионов тонн говорил президент России Владимир Путин на пленарном заседании.


В послании Федеральному собранию 2018 года уже отмечалось, что наша цель – существенно нарастить здесь объём грузоперевозок. Только по Севморпути – до 80 миллионов тонн уже к 2025 году. Ещё 10–15 лет назад эта цифра казалась абсолютно недостижимой. Сейчас это реалистичная, просчитанная и предметная задача. По итогам прошлого года объём перевозок по Севморпути уже достиг 20 миллионов тонн. И это втрое – я хочу это подчеркнуть, – втрое выше советского рекорда, поставленного в 1987 году. Тогда Советский Союз провёл по этому пути 6,5 миллиона тонн. А сейчас – двадцать», — пояснил российский лидер. 

К повышенным обязательствам в России готовятся. Как пояснил глава государства, уже сейчас в Петербурге строятся три ледокола: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». К 2035 году Арктический флот России будет насчитывать не менее 13 тяжёлых линейных ледоколов, в том числе девять атомных.
Инвесторов же Путин призвал взвесить выгоду от капиталовложения в арктический проект. Обрисовал для них он и дополнительную выгоду. Для всех – безопасность и приемлемые цены на услуги. Например, ледокольное сопровождение, минимизация тарифной нагрузки на перевозчиков. Для инвесторов же особые преференции — льготные ставки на прибыль, понижающие коэффициенты по налогу на добычу полезных ископаемых и в заявительном порядке возмещение налога на добавленную стоимость, упрощённый порядок предоставления земельных участков и неизменность условий реализации инвестпроектов.

"С учётом особенностей Арктики – преференции для инвесторов должны быть и будут здесь, как говорится, ещё более продвинутыми, более устойчивыми», — с уверенностью заявил Путин с трибуны Арктического форума.

И это только вершина «арктического айсберга». Президент дал поручение о разработке соответствующего закона, который должен быть принят Государственной думой уже в осеннюю сессию.
Воодушевление Путина разделили и коллеги, несмотря на то, что прямо о заинтересованности в инвестировании российских проектов не было сказано. Лидеры Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции указали на важность сотрудничества в регионе.
Опираясь на мнения экспертов, финский президент Саули Нийнистё заметил, что в основе решения экологической проблемы в Арктике стоит, в том числе и устойчивое судоходство.

"На отдельном мероприятии, которое Финляндия проводила на Арктическом форуме, эксперты, представляющие правительство, науку и бизнес, назвали две возможности решения проблемы, связанной с выбросами сажи в Арктике. Первая – это модернизация устаревших электростанций, а вторая – это инвестиции в чистое и устойчивое судоходство. Эти подходы не только положительно скажутся на климате и на здоровье, но они также будут позитивны для экономики», — пояснил Нийнистё. 

О приверженности сотрудничеству и практически адресной «заботе» о судах, которые будут использовать Севморпуть, говорил на Арктическом форуме и руководитель российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров. 

" У России имеется уникальный опыт обеспечения правильной работы и деятельности в высоких широтах, и мы готовы обеспечивать поддержку всем судам, которые проходят по Северному морскому пути. Мы развиваем портовую инфраструктуру, навигационные и гидрографические возможности этой транспортной артерии, а также возможности поиска и спасания», — пояснил министр. 


Ранее о заинтересованности иностранцев в инвестировании в Арктический кластер сообщил Путину глава «Роснефти» Игорь Сечин во время встречи в Кремле. По его словам, сигналы поступают и от западных партнеров, и от инвесторов из Юго-Восточной Азии.

"Арктический кластер может обеспечить добычу нефти уже к 2024 году. К 2024 году – первая фаза, с ростом до 100 миллионов тонн к 2030-му. Объединённые активы станут центром привлечения стратегических инвесторов. Мы в этом ключе уже работу проводим. Проявлен интерес со стороны крупнейших западных инвесторов и из Юго-Восточной Азии. Что, безусловно, создаст условия для ускоренной мобилизации ресурсов, а также комплексного развития смежных отраслей», — заявил Сечин. 

Другая энергетическая составляющая – газ – также успешно развивается в регионе. 

"Создали новые газотранспортные мощности для вывода газа с Ямала. В рамках Северного коридора мы ввели газопровод «Ухта – Торжок – 2». Северный коридор становится самым главным, самым важным для поставок газа российским потребителям, для распределения газа внутри страны ну и, конечно же, для поставок газа на экспорт», — заявил на встрече с Путиным в середине марта глава корпорации «Газпром» Алексей Миллер. 

Территория напряженности
Арктика – это сосредоточение источников энергии. Это, конечно, СПГ с полуострова Ямал, который экспортируется на китайский рынок и в Европу. По оценкам экспертов, в регионе может храниться до одной пятой всех запасов нефти мира. А это значит, что Арктические территории становятся точкой пересечения геополитических интересов.


Можно констатировать, что желание США перетянуть на себя одеяло в Арктике не ослабевает. Со стороны Вашингтона все чаще звучат призывы к интернационализации Северного морского пути. Белый дом опасается господства России в регионе. Командующий ВС США в Европе генерал Кертис Скапарротти заявил, что Штаты готовы сдерживать Россию в Арктике. Глава МИД Сергей Лавров в ответ на это заявил, что США считают, что сами могут устанавливать правила игры в мире, это вызывает сожаление.

Однако иногда даже Штаты вынуждены кусать собственный хвост. О коллапсе с санкциями Путин также рассказал во время форума.

"Вы говорили об ограничениях. Да, они существуют, они вредят, конечно, и санкции, и прочее, но они не могут остановить этот процесс, освоение Арктики в том числе. Напомню ещё раз: как бы санкционные инструменты ни работали, а первая отгрузка с «Ямал-СПГ» пошла в Соединённые Штаты. Смешно, но факт. И, по-моему, продолжается торговля. Потому что там, где выгодно нашим американским партнёрам и друзьям, они всё реализуют. Если невыгодно – значит, они что-то там закручивают. Но если невыгодно им. На интересы других стран они как-то в последнее время не очень обращают внимание. Ну, так вот, мы другие проекты будем реализовывать и этот будем расширять», — заверил Путин. 

Тем временем, пока Штаты вводят санкции, покупают сжиженный природный газ у России, Москва продолжает осваивать Арктику. И это не только инфраструктура для Северного морского пути, но и создание мощной научной базы в регионе, а также кадровой и технологической. 

"Мы уже приступили к созданию в регионах страны научно-образовательных центров, которые интегрируют возможности университетов, исследовательских институтов, бизнеса, реального сектора экономики. Такой центр обязательно будет и в одном из наших арктических регионов и должен обеспечить как развитие фундаментальной науки, так и решение прикладных, практических задач освоения Арктики», — пояснил президент. 

Один из первых результатов форума – соглашение ЯНАО с НОВАТЭКом о сотрудничестве. Подписанное соглашение охватывает поддержку образовательных проектов, а также коренных жителей Ямала, которые ведут традиционно кочевой образ жизни. О важной договоренности проинформировал губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов в социальной сети Intagram. 

"Появление в регионе таких предприятий, как «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», кроме экономического эффекта, влечёт за собой реальные изменения в жизни людей. Силами компании построена новая школа в селе Гыда — с лингафонными кабинетами и кинопроектором. Запущен рыбоводный завод на реке Собь: в прошлом году в Обь мы выпустили 30 миллионов мальков сиговых. Большую поддержку компания оказала коренным малочисленным народам Севера», — написал глава региона. 

Пока в Вашингтоне изобретают новые методы, чтобы ограничить влияние Москвы в регионе, Россия сама развивает Арктику и Северный морской путь. Удобство, безопасность и экономическая выгода очевидна всем партнерам.


Источник​​​
Автор публикации: Снежана Аэндо
Комментарии

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
код вконтакте
код фейсбук
по просмотрам по комментариям
Для-хостела.рф