Опубликовано: 12 февраль 2019 г.

МУДРОСТЬ НАРОДА… ДЕТЕЙ НЕОБХОДИМО УЧИТЬ УМУ-РАЗУМУ

Любой нравственный принцип усваивается с раннего детства, и прежде всего − в родной семье. «Выученное в раннем детстве − всё равно, что записанное на камне», − говорят ингуши. «Знания, приобретённые в детстве долговечны, как узоры, вырезанные на камне», − считают горцы. Лев Толстой утверждал, что до пяти лет ребёнок узнаёт столько, сколько не может узнать за остаток жизни. Именно в детстве ребенок наиболее восприимчив и впечатлителен. Этот период характеризуется интенсивным формированием познавательных способностей. Базовые знания, которые дети получают в раннем возрасте, становятся фундаментом и основой личности. 

Ингушский этнограф Зейнеп Дзарахова, автор монографии «Вековые устои семьи», обращает внимание о необходимости нравственного воспитания молодёжи: В первую очередь детей надо учить говорить и думать на родном языке. Ингуши считают, что ребёнку надо с раннего возраста давать «кхетам», т. е. учить уму-разуму. Диапазон знаний должен быть широким. Важнейшим фактором умственного воспитания является приобщение человека к своей национальной культуре, овладение им языком, который становится важным средством формирования его сознания и интеллекта. Родители обязаны в первую очередь учить детей говорить и думать на родном языке, тем самым помогая им освоить присущие их культуре миропонимание и поведение. Знание родного языка делает возможным включение ребенка в большой и уникальный мир национальной и общечеловеческой культуры и усвоение им опыта и знаний предшествующих поколений. 
 
Элементы устного народного творчества, знакомят детей с культурой своего народа, географией родной земли, с легендарными эпическими героями и образами. Надо отдать должное воспитательным средствам представителей старшего поколения, которые учили детей рассказами, притчами, вопросами и загадками. Беседы и общение заставляли детей анализировать вещи, действия, о которых рассказывали старшие. Вопросы-загадки, которые широко практиковались в народе, приносили свои положительные плоды. К примеру молодым людям предлагают подумать над вопросом: «Скажи, что это? Сотворили его вместе с сотворением мира, исчезнет оно лишь с исчезновением вселенной, не сгниёт оно, даже если его закопать в землю, не исчезнет оно, даже если бросить в воду, не сгорит оно, даже если его бросить в огонь». Ответ может быть такой: «Это честь и благородство. Эти качества принадлежат благородному человеку». 
 
С раннего возраста у детей формируются интеллектуальные способности. Ингуши высоко ценили ум, мудрость, знания. «Вершиной ума является терпимость, неторопливость», − говорят в народе. Ничто в человеке так не ценится, как его ум, его такт, которые являются критерием оценки личности. «Горы освещаются солнцем, а человек − умом», − гласит народная мудрость. «Умный человек редко теряет самообладание», — слышат мальчики с детства. Мальчики и девочки в Ингушетии с малых лет слышат наставления: «Цените немногословность, взвешенность в словах и осторожность в высказываниях». Подтверждением тому являются ингушские пословицы и поговорки: «Непроизнесенное слово в твоей власти, произнесённое слово делает тебя рабом». Поэтому ингушский этикет не одобряет слов и действий, не обдуманных основательно. К 15 годам юноша и девушка становятся более ответственными за свои дела и поступки. На них окружающие смотрят уже как на взрослых. 
… 
Умственное воспитание дети должны получать вместе с трудовым. Молодых людей с ранних лет учили наблюдать за изменениями в природе, запоминать приметы: лес гудит − к изменению погоды; животные резвятся − к дождю; журавли улетают рано − к ранней весне; мыши роют глубокие норы − к холодной зиме; горы покрываются туманом − к изменению погоды; Терек шумит − к хорошей погоде; концы молодого месяца заострены − к хорошей погоде; если за «дугу» луны можно мысленно «подвесить» ведро, то будет солнечный месяц, если ведро «не удержится», то будет дождливая погода и др. Юноши по наблюдениям могли предугадать сход лавин, камнепады, затмения. Бережливо относились к природе и верили, что человек, разоривший гнездо птицы останется без наследника; срубивший грушевое дерево не будет иметь дома, что зарезавший коня в своём дворе может навлечь неприятности... Немаловажное значение имело экологическое воспитание. Через различные религиозные запреты детей учили беречь лес, деревья, не загрязнять воду, реки, не выщипывать пух у живых птиц. Священным и богоугодным делом считалась расчистка родников. Приучая мальчика к труду хлебороба, отец мог рассказывать о качестве земли, о необходимости её обработки, о причинах, влияющих на понижение урожайности поля, мог рассказывать о значении леса, деревьев, животных, о пользе овцеводства, разведения крупного рогатого скота, садоводства, пчеловодства, охоты, ремёсел. 
 
Образование − составная часть умственного воспитания. Два века назад детей учили в школах при мечетях. Дети обучались чтению и письму по-арабски, обучались ингушской письменности на арабской графике. Во второй половине ХIХ века в Ингушетии стали открываться светские школы. Детей ингушей-офицеров Российской императорской армии нередко определяли в кадетские корпуса. В 1868 году в Назрани была открыта двухклассная горская начальная школа. В числе первых учителей в этой школе были М. Альтемиров, просветители А.Г. Долгиев, Б. Зязиков, Э. Саутиев, М. Котиев и Б. Картоев. Наряду с местными учителями в этой школе работали русские учителя М. Нечаев, Д. Дмитриев, А. Гусев, Д. Черкасов, М. Терещенко и др. Классы были набиты детьми, но желающих получить образование было значительно больше. Выпускники этой школы поступали в учебные заведения Владикавказа, Ставрополя, Москвы и других городов. В Ингушской автономной области (1924-1934 гг.). З. К. Мальсаговым был создан ингушский алфавит на латинской основе. Автором первого букваря на ингушском языке, составленного на основе русской графики, был Ф. И. Горепекин. В 1938 г. был принят алфавит на русской графической основе, который функционирует и в настоящее время. Со временем обязательное начальное образование сменилось обязательным средним образованием. К концу ХХ века среднее специальное или высшее образование стало нормой для каждого молодого человека. 
 
Умственное воспитание означает на ингушском языке не только познавательную способность, но и нравственные качества, нравственное поведение. Нравственность − основа всех человеческих ценностей. Часто можно слышать в обществе такие слова: «Он дал своим детям ингушское воспитание» − это образ жизни, стиль поведения, усваиваемый частью сознательно, частью бессознательно: путём приобретения нравственных привычек и подражания; это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают. Структура нравственных понятий – это вежливость, культура поведения, «сабар» − терпение, «эхь» − скромность, добросовестность, «бехк» − осознание долга, уважение к людям, «юхь» − достоинство, «камоаршал» − щедрость, «денал» − мужество, «яхь» − соревновательность в стремлении к лучшему проявлению духовных и созидательных качеств. Издревле в ингушской среде примером для воспитания детей и молодёжи служили «дика къонахий» − достойные мужчины, «дика истий» − достойные женщины, «дика мехкарий» − достойные девушки, «яхь йола кегий нах» − благородные и достойные юноши. 
 
За воспитанием добрых нравственных качеств у молодого человека традиционно следят не только родители, но и соседи, односельчане, общественность. «У нас нет «чужих» детей − все свои, и ответственность за воспитание каждого человека несут все. Это не только мой сын. Он сын своего народа», − говорят ингуши. 
По материалам статьи «Семейные обряды». Автор: Зейнап Дзарахова 
Подробнее 

МСК/Верим в Россию
Автор публикации: МСК - Верим в Россию
Просмотров: 1 945
Комментарии

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
код вконтакте
код фейсбук
по просмотрам по комментариям