Опубликовано: 18 январь 2019 г.

Жанна Таль: В декабре тихо и незаметно прошел День Рождения Георгия Свиридова.

 

В декабре тихо и незаметно прошел День Рождения Георгия Свиридова. На мой взгляд, слишком тихо и чересчур незаметно. Утонула эта дата как-то в суете и бессмысленных баталиях.
А ведь этого композитора с чистой совестью можно назвать Легендой, даже нашим Героем.
Кто не знает его легендарное "Время, вперед...", от которого каждый раз мурашки по коже? Настолько оно зажигает сердце и окрыляет.
У кого не перехватывает дыхание от волнения и какого-то радостного отчаяния, когда звучит его волшебный, снежный Вальс?
У кого не наворачиваются слёзы при первых же звуках Романса из цикла "Метель"?
Для меня Свиридов - это одно из самых сильных детских, музыкальных воспоминаний.
Уже его фамилия... она была для меня чем-то магическим. В ее звучании будто играла волшебная свирель, сливаясь с мелодичным пением и щебетом соловьев и жаворонков.
Услышав в первом классе музыкальной школы (а мне было около пяти) по телевизору его "Романс", я поставила себе цель - этого композитора я ХОЧУ сыграть! Тогда я еще не знала, кто композитор... но мечту эту я пронесла сквозь несколько лет. Настолько глубоко запала в душу эта невероятная мелодия.
И моя цель была достигнута! В третьем классе я с огромным трудом нашла переложение для фортепиано и сыграла этот романс как "самостоятельную работу" - то есть, не заданную учителями, а собственноручно выбранную и подготовленную вещь. Сыграла на отлично...
А, репетируя ее, я не уставала, даже сидя за пианино часами. Что для меня тогда вообще было несвойственно. Лентяйка я была...
Как же родился такой Талант? Как смог он зажечь и покорить столько сердец? Ведь порой трудно себе представить, что в одном маленьком Человеке может уместиться такая мощь...
Видимо, для этого Человек должен быть именно с большой буквы... такой разносторонний, удивительно сильный, упорный, с очень непростой, местами трагической судьбой. Человек, отдававший всё любимому делу и своей Родине.
Когда во время перестройки стало модно ругать прошлое, Свиридов и его музыка попали в опалу.
Знаменитая заставка в программе «Время» («Время, вперед!») была снята с эфира как примета «тоталитарного прошлого».
Однако спустя несколько лет справедливость была восстановлена...
Вот что писал по этому поводу кинорежиссер Михаил Швейцер:
«Потому что эта музыка - навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно».
Сегодня будет рассказ о его жизни и его такой многообразной, богатой музыки...
Признаюсь, так трудно уложиться в один день! Ведь хочется показать его всего!
Поэтому на днях будет еще один рассказ. О Человеке Свиридове. О том, каким его помнят его друзья и родные. О том, что он писал в своих дневниках в минуты уединения и тишины. О том Свиридове, которого многие из нас не знают...
Итак, Георгий Свиридов...
«...В бурные времена возникают особо гармоничные художественные натуры, воплощающие в себе высшее устремление человека, устремление к внутренней гармонии человеческой личности в противовес хаосу мира... Эта гармония внутреннего мира соединена с пониманием и ощущением трагичности жизни, но в то же время является преодолением этого трагизма».
P. S. Дописывала я эту заметку в метро. А десять минут назад, когда вышла на улицу... такое совпадение. Молодой музыкант играет на аккордеоне его Метель... До слез прям пробило.


***
Георгий Свиридов родился 16 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. В начале революции отец Георгия вступил в коммунистическую партию и в 1919 году погиб во время гражданской войны.
В 1920 году Елизавета Свиридова была поощрена за хорошую работу, и в качестве премии ей предложили на выбор корову или рояль «Беккер», как было сказано, «из реквизиционного фонда». Корова в то время была бы хорошим подспорьем для вдовы с двумя детьми, но Елизавета Ивановна выбрала рояль, так как видела необыкновенный интерес сына к музыке и считала материнским долгом поддержать его.
Ранние детские воспоминания Георгия были связаны с образами южнорусской природы и трагедиями гражданской войны, одной из которых стало убийство деникинцами его отца - коммуниста Василия Свиридова. Не случайно композитор позже многократно возвращался к поэзии русской деревни в вокальном цикле «У меня отец крестьянин» в 1957 году, кантате «Курские песни», в хоровых сочинениях «Деревянная Русь» в 1964 году и «Лапотный мужик» в 1985 году. Он также возвращался к страшным потрясениям революционных лет, создав «1919» — 7 часть «Поэмы памяти Есенина», сольные песни «Повстречался сын с отцом» и «Смерть комиссара».
С девяти лет Георгий жил в Курске. Именно там Юрий (так Свиридова звали в детстве) стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились: гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам.
Играя в оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Летом 1929 года он решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик должен был играть на рояле, но поскольку никакого репертуара у него в то время не было, то он сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.
В музыкальной школе Свиридов стал учеником Веры Уфимцевой, жены известного русского изобретателя Анатолия Уфимцева. Общение с этим чутким и талантливым педагогом очень многим обогатило Свиридова: он научился профессионально играть на рояле, полюбил литературу. В годы учебы он был частым гостем в доме Уфимцевых, и именно Вера Владимировна стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке.
Окончив школу, он продолжил занятия музыкой у другого известного педагога - М. Крутянского. По его совету в 1932 году Свиридов поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор И. Браудо. В то время Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и в ресторанах.
Под руководством профессора Браудо Свиридов очень быстро совершенствовал исполнительскую технику. Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин.
В то время под крышей первого музыкального техникума собралось много талантливой молодежи: здесь учились Никита Богословский и Василий Соловьев-Седой. По уровню преподавания техникум успешно конкурировал с Ленинградской консерваторией. Под руководством Юдина Свиридов всего за два месяца написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и используются как учебный материал. В классе Юдина Свиридов пробыл около трех лет. За это время он написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов.
Однако, недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши. Ему пришлось прервать учебу и уехать на некоторое время на родину в Курск. Набравшись сил и укрепив здоровье, летом 1936 года Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени Анатолия Луначарского. Первым его педагогом там был профессор П. Рязанов, которого через полгода сменил Дмитрий Шостакович. Под руководством своего нового наставника Свиридов завершил работу над фортепьянным концертом, премьера которого состоялась во время декады советской музыки, посвященной двадцатилетию революции, одновременно с Пятой симфонией Шостаковича.
Вместе со Свиридовым у Шостаковича учился и другой известный в будущем композитор Юрий Левитин. Для Свиридова Шостакович стал не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь.
В классе Шостаковича Свиридов пробыл четыре года и окончил консерваторию летом 1941 года. Его выпускной работой стала Первая симфония и Концерт для струнных инструментов. Такое успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, и он получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом. Однако все эти планы нарушила война. В первые же ее дни Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года его демобилизовали из-за состояния здоровья.
Впоследствии в своих дневниках Свиридов писал:
«Новый фашизм родил новый тип войны. Война-истребление, война-мясорубка, война-бойня почти без всякого риска для фашистской стороны, на основе материального, технического превосходства, когда нападающая сторона агрессоров теряет 200 человек, а нация-жертва обречена на заклание. Воскрешение древних дохристианских идей — религиозного истребления целых народов, приносимых в жертву новым мировым владыкам, злодеям, которых ещё не знал мiр. По сравнению с Бушем или Шароном — и Троцкий, и Сталин, при всей своей беспощадности, кажутся мальчишками, играющими в оловянных солдат».
Эти размышления композитора стали результатом пережитых военных лет, блокады, смерти товарищей, гибели друзей на фронте, смерти близких от голода.
До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начал писать военные песни, из которых самой известной стала «Песня смелых» на стихи А. Суркова.
Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. Тогда Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту «Раскинулось море широко», в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде.
Оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены. А в 1960 году оперетта Свиридова стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении.
Своеобразными произведениями в творчестве Свиридова 1940-х годов стали его поэма «Песни странника», сюита на слова Шекспира, новые романсы и песни на слова советских поэтов, появившиеся в 1948 году. Свиридов много работал в театре и кино. Этот опыт помог ему в создании новых крупных сочинений, которые появились в начале 1950-х годов.
В 1949 году Свиридов познакомился с творчеством армянского поэта Аветика Исаакяна и был потрясен его вдохновенной поэзией. Один за другим стали появляться романсы на стихи Исаакяна в переводах Александра Блока и советских поэтов. Вскоре сложился замысел большой вокальной поэмы для тенора и баса с фортепиано в одиннадцати частях под названием «Страна отцов». Эта поэма Свиридова стала «эпической песнью» наших дней о стойкости и мудрости народа, о величии его духа.
В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Ему не надо было доказывать свое право на самостоятельное творчество. Он одинаково легко писал и серьезную, и легкую музыку. Его сочинения были разнообразны и по жанрам: это были симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.
В 1955 году Свиридов написал девять песен для баса с фортепиано на стихи Роберта Бернса в превосходном переводе Самуила Маршака. В отличие от поэмы «Страна отцов», в бернсовском цикле не было монументальных образов и картин, отражавших события большого исторического значения. Вместе с тем у этих двух произведений было много общего — серьезность замысла, умение композитора за частными явлениями видеть их большой, общечеловеческий смысл.
Если в поэме «Страна отцов» каждая часть представляла собой картину, то песни на слова Бернса были галереей музыкальных портретов простых людей, вереницей сценок из их жизни вокруг одного образа — молодого человека, «лучшего парня наших лет». В ноябре 1955 года Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 года в Москве.
Музыка Свиридова не была музыкальной иллюстрацией к полюбившимся ему стихам. Композитор умел «читать» поэзию, он всегда был очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям слога авторов. Четко обозначилась основная линия творчества композитора — создание вокальной музыки, при этом инструментальные произведения не исчезали из сферы его интересов...
Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры — песня и романс, но постепенно он переходил к более крупным формам, в частности к ораториям. И каждое его произведение было очень одухотворенным.
Особое место в творчестве Свиридова заняла «Патетическая оратория» в 1959 году для солистов, хора и оркестра на стихи Владимира Маяковского.
Очень многие советские композиторы писали на стихи Маяковского произведения самых различных жанров. Но именно «Патетическая оратория» Свиридова является из них самым значительным и интересным.
«Патетическая оратория» стала монументальным художественным полотном, сотканным из множества интонаций. Особенно впечатляет слушателей последняя, заключительная часть оратории, в которой используются отрывки из поэмы «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Называется эта часть «Солнце и поэт». Яркая, ликующе-торжественная музыка сопровождается колокольным звоном, передающим в звуках полыхание «ста сорока солнц».
Линия революционной романтики, идущая от «Патетической оратории», получила свое дальнейшее продолжение в очень динамичной музыке к кинофильму «Время, вперед!» в 1965 году, которая многие годы была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время», а также в оратории «Двенадцать» по поэме Александра Блока.
Следом за ораторией были написаны «Весенняя кантата» на стихи Николая Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи Сергея Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его стихи «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах», кантата «Снег идет» на стихи Бориса Пастернака. Эти произведения были отмечены высоким профессионализмом и наполнены поэтическими образами.
Однако композитор не расстался и с крестьянской песенностью.
В 1960-е годы пристрастие композитора к этой первооснове народной русской музыки обозначилось еще определеннее. Был создан вокальный цикл «Курские песни», ставший вершиной творчества Свиридова тех лет и одним из шедевров советской музыки. Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанные группой фольклористов и изданные в конце 1950-х годов.
В «Курских песнях» не проступали черты какой-либо определенной эпохи. Однако в музыке этого произведения нашла отражение жизнь русского народа со всеми его особенностями. Композитор не спеша разворачивал перед слушателями историю жизни, показывая ее различные грани. В семи песнях выстраивалась единая драматическая линия с кульминацией и итогом — яркой народной сценой, оптимистической по характеру. Чуткое постижение народно-песенного материала позволило композитору создать и особую гармоническую структуру музыкального сопровождения, которое своей емкостью, выразительностью основной мелодической линии способствовало выявлению смысла, содержания всего целого.
В своем позднем периоде творчества Свиридов словно синтезировал гармонию бытия и тонкость чувств, создавал невесомую одухотворенность и возвышенность...
Примерами этому стали «Весенняя кантата» на слова Некрасова в 1972 году с ее удивительной легкостью, свежей, как весенняя капель, первой частью, и одно из самых ярких сочинений Свиридова — Три хора из музыки к трагедии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович» в 1973 году. Здесь интонации старинных культовых песнопений обрели современное звучание и эмоциональную остроту. Эта музыка была близка древним гимнам раннего христианства с их торжественной печалью и глубоким чувством несовершенства человеческого бытия.
Следует отметить и «Концерт памяти А.А.Юрлова», написанный Свиридовым в 1973 году.
Это произведение стало своеобразным реквиемом в трех медленных скорбных частях с очень изысканной и сложной хоровой тканью, вызывающей грустно-светлые воспоминания о выдающемся музыканте. В поэме «Отчалившая Русь» в 1977 году, напротив, было много контрастов, вместе с моментами величаво трагического характера. Но это не стало картиной социальных битв. Все «действие» оказалось поднято как бы на космическую высоту, благодаря чему возникла легендарность образов добра и зла, Христа и Иуды.
Образный мир пушкинской поэзии вновь привлек композитора и вдохновил на создание прекрасной музыки.
Необыкновенно поэтичной стала музыка к телефильму «Метель» в 1974 году по произведению Пушкина. Даже не глядя на экран, а только слушая музыку, можно «увидеть» и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который разворачивался на фоне вальса, в легких «полетных» интонациях которого ощущались какие-то трагические предчувствия. Сумрачная настороженность чувствовалась в музыке к сцене «Венчания». А сразу ставший популярным и часто исполняемым «Романс» внешне напоминал романсы пушкинской поры, но наполненность какими-то роковыми предчувствиями приближала его к развернутой симфонической поэме.
В 1980 году Свиридов написал маленькую хоровую поэму «Ладога» на стихи Александра Прокофьева, первое исполнение которой состоялось в Большом зале консерватории. Это сочинение Свиридова получилось очень ярким и праздничным. В нем была заключена настоящая народная стихия. Свиридов доносил слушателям свое понимание народного, в котором естественно соединялись чистота и целомудрие чувств, удаль и грубоватый, крепкий юмор.
Очень интересны и необычны сочинения Свиридова на стихи Блока — кантата «Ночные облака» в 1979 году и хоровой цикл «Песни безвременья» в 1980 году.
Свиридов открывал слушателям причудливого поэта со своеобразной диалектикой становления.
Страстные молитвы о совершенстве жизни, картины ясной, светлой весны, зыбкой ночи, тайной любви и многого, что растет во мгле среди неустойчивости и неуютности быстро текущего бытия, все это перекрывалось чувством торжественной таинственности и извечной причудливости жизни.
Так постепенно вырисовывался основной путь Свиридова — от молодой пылкости через решение внутренних противоречий к философской ясности и просветленности.
Но Свиридов везде в своих произведениях был возвышен, его герой велик и красив, Свиридов всегда подчеркивал самое лучшее и высокое в человеке...
Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами - его трижды награждали Государственными премиями СССР в 1946, 1968 и 1980 годах, Ленинской премией в 1960 году, в 1970 году ему было присвоено звание народного артиста СССР, в 1975 году - Героя Социалистического Труда.
Но, когда во время перестройки стало модно ругать прошлое - Свиридов и его музыка попали в опалу. Знаменитая заставка в программе «Время» («Время, вперед!») была снята с эфира как примета «тоталитарного прошлого». Однако спустя несколько лет справедливость была восстановлена...
Вот что писал по этому поводу кинорежиссер Михаил Швейцер:
«Потому что эта музыка - навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно».
В последние годы своей жизни Георгий Васильевич много болел. Он практически не выходил из дома, но его дневниковые записи стали переосмыслением исторической действительности. Яркие, короткие мысли блистали точностью формулировок и глубиной.
Умер Георгий Васильевич дома 6 января 1998 года.
Гражданская панихида и похороны Георгия Свиридова состоялись 9 января в Москве.
Прощались с Георгием Васильевичем дома, в его квартире на Большой Грузинской улице.
И это тоже было в русских традициях - так хоронили русских гениев прошлого. Люди стали собираться возле дома на Большой Грузинской рано.
К полудню в квартире на шестом этаже, полы которой были устланы еловыми ветками, парадоксально роднившими грусть похорон с ощущением зимних праздников - Нового года и Рождества, - собралось много народа. Скромное убранство дома, множество книг, нот – так выглядело жилище истинного интеллигента и место прощания с ним.
Не было никакой театральности, музыки, речей и ритуалов. Все было искренне и просто. После отпевания в храме Христа Спасителя композитор был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Спустя четыре месяца из жизни ушла и его супруга Эльза Свиридова, создавшая Фонд имени своего мужа и которым руководила до самой смерти. В память об этой прекрасной женщине было решено оставить место президента Фонда Свиридова незанятым.
Георгий Свиридов
16 декабря 1915 года – 6 января 1998 года
Народный артист СССР (1970)
Герой Социалистического Труда (1975)
Лауреат Ленинской премии (1960, за «Патетическую ораторию» на слова Владимира Маяковского)
Лауреат Сталинской премии (1946, за трио для фортепиано, скрипки и виолончели)
Лауреат Государственной премии СССР (1968, за «Курские песни» для хора и оркестра)
Лауреат Государственной премии СССР (1980, за концерт для хора «Пушкинский венок»)
Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1994)
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1995)
Кавалер четырех орденов Ленина (1965; 1971; 1975; 1985)
Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
(Использованные материалы:
Свиридов Г. «Музыка как судьба».
Материалы сайта www.novodevichye.com
Материалы сайта www.kpravda.ru
Материалы сайта www.zlev.ru
Материалы сайта www.21israel-music.com)
Автор публикации: Снежана Аэндо
Просмотров: 3 618
Комментарии

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
код вконтакте
код фейсбук
по просмотрам по комментариям