Опубликовано: 03 ноябрь 2018 г.

Коля Рыбников..


На днях был День Памяти Николая Рыбникова.
К этому человеку и артисту у меня совершенно особенное отношение... 
И не только потому, что я выросла на его фильмах. Не только потому, что Высота, Весна на Заречной, Девчата до сих пор относятся к моим любимым фильмам и всегда со мной в золотой коллекции...
Нет, к этому актеру у меня еще личное, можно сказать, отношение. Ведь мой папа дружил с Колей Рыбниковым. Близко дружил. Всегда очень тепло о нем рассказывал... И понятно, что эта близкая дружба отложила печать на всю нашу семью. И на меня.
Коля Рыбников...
Солнечный, исконно русский, этакий Гагарин кинематографа 50-х и 60-х...
Он нес с экранов то, что в тот момент было необходимо.
Он играл роль настоящего мужчины! Смелого, работящего, неунывающего, непоколебимого!
В него было влюблены девушки, на него равнялись мальчишки, ему приходили миллионы писем с признанием, благодарностью, объяснениями в любви...
Но мне, почему-то, с детства казалось, что в глазах у него мелькает что-то очень печальное, неприкаянное... щемящее.
Удивительный актер... талантливый, живущий каждой ролью, даже самой маленькой! 
Отдающий все силы своему призванию, не щадящий себя никогда и ни в чём... и готовый ради роли на всё, даже на боль и жертвы. 
Кто знает, например, что ради роли в Девчатах он за две недели скинул 15 килограмм, так ему хотелось сыграть ее...
Но Коля был не только Актер. Этот парень был не менее удивительный, простой, душевный и напрочь лишенный звёздной болезни... Человек. Именно с большой буквы.
Поэтому мне, несмотря на опоздание в несколько дней, очень хотелось бы вспомнить о нём.
Два дня будут посвящены Николаю Рыбникову...
Актриса Инна Макарова вспоминала один из эпизодов фильма «Высота», когда Рыбников спустился на руках сверху по железному тросу. В этот момент раздалась команда: «Второй дубль!» — и актриса увидела окровавленные ладони Рыбникова, который не успел на первый дубль надеть рукавицы...
***
Коля Рыбников появился на свет 13 декабря 1930 года в одном из родильных домов Борисоглебска.
Семья Николая была обычной советской ячейкой общества. Отец Николай Николаевич трудился на заводе слесарем, а мать Клавдия Александровна занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием двух сыновей (у Николая был брат Вячеслав).
Отец маленького Коли ушел на фронт в начале Великой Отечественной Войны, а мать с сыновьями переехала в тогда казавшийся безопасным Сталинград, где жила ее сестра. Там семью настигло трагическое известие о том, что Николай Николаевич Рыбников погиб во время сражения с фашистами. А вскоре после получения похоронки скончалась и Клавдия Александровна...
Так мальчики остались сиротами в детском возрасте. Они пережили страшные дни бомбежки... 
Позже Николай вспоминал, что во время обстрела города он, не умея плавать, чудом перебрался на другой безопасный берег реки, цепляясь за обломки деревьев и лодки, в которых плыли такие же беженцы. Наверно, именно невероятное спасение от беспощадных немецких снарядов научило Рыбникова никогда не пасовать перед трудностями и всегда находить силы, чтобы двигаться дальше.
После окончания войны Николай продолжал жить в Сталинграде, получив среднее образование в местной железнодорожной школе, а позднее в пятой гимназии. И именно там впервые проявились актерские таланты мальчика.
После окончания школы он устроился разнорабочим в местный драматический театр, что позволило ему пересмотреть все спектакли и вселило уверенность в том, что сцена - это его призвание! Но, несмотря на свои предпочтения, Николай поступил учиться в Сталинградский медицинский институт... откуда, однако, забрал документы спустя два года, окончательно убедившись, что медицина - не его стезя.
В 1948 году Рыбников отправился завоевывать Москву. С первой же попытки он поступил в знаменитый ВГИК, попав в группу к С.А. Герасимову и Т.А. Макаровой.
В памяти Тамары Федоровны Рыбников остался человеком огромного темперамента, которому по плечу были и Шекспир, и Шиллер. Однокурсница Рыбникова Алла Ларионова рассказывала:
«Он тогда был жутко худющим: жил в общежитии, питался в столовках. Однажды не оказалось масла на завтрак, так он съел с хлебом целую банку майонеза. С того времени видеть майонез не мог, на дух не переносил...»
Другие сокурсники Николая вспоминали, что у Рыбникова хорошо получались роли Жюльена Сореля, Хлестакова, Макара Нагульнова, пушкинского Дона Гуана и Бенкендорфа, говорящего по-французски.
Но лучше всего у него получалось сыграть Петра Первого, и именно эта роль спасла его от отчисления из ВГИКа после неудачного розыгрыша...
Однажды Рыбников, собрав в общежитии много студентов, спрятался в шкафу и, подражая голосу Левитана, через микрофон объявил о снижении цен на продовольствие в пять раз, а на винно-водочные товары – в семь. 
В те годы, действительно, каждую весну по радио зачитывались подобные объявления о снижении цен на основные продукты, но, конечно же, не в семь раз. Все, кто слышал это «правительственное сообщение», поверили и ответили криками: «Ура» и «Да здравствует Сталин!»
Новость разлетелась по всей округе, и все с нетерпением ожидали обещанного понижения. В результате слух о благосклонности правительства дошел до высокопоставленных чиновников, и шутнику грозило 25 лет строгого режима за антисоветскую пропаганду. Но следователь, который вел это дело, ограничился исключением Рыбникова из комсомола. От исключения актера из института спас талант и заступничество преподавателей.
Дебют Николая Рыбникова в кино состоялся в 1953 году в фильме «Команда с нашей улицы», в котором он сыграл роль Дроздова, однако картина прошла незамеченной. 
А по-настоящему актёрский талант Рыбникова впервые раскрылся у режиссёров Алова и Наумова в картине «Тревожная молодость». Рыбников во время исполнения этой роли был сдержан, немногословен и скуп на эмоции, но его работу сразу отметили критики.
Широкая популярность пришла к артисту после сыгранных им ролей Саши Савченко в фильме «Весна на Заречной улице», Николая Пасечника в картине «Высота» и тракториста Федора Соловейкова в ленте «Чужая родня».
Хотя именно в этой картине Швейцера его утверждение на роль было самым маловероятным, так как в списке кандидатов на роль сельского механизатора фамилия актера Рыбникова была последней. Актер и не надеялся, что режиссер фильма и автор повести Владимир Тендряков, по чьему произведению снималась картина, остановят свой выбор на нем. Но за талант выбрали именно Николая.
И сугубо городскому Коле пришлось срочно переквалифицироваться в сельского жителя...
Съемки картины проходили в Кунгуре, и в первый же съемочный день актеру пришлось выдержать настоящий экзамен во время съемки эпизода косьбы. На съемочную площадку сбежалась почти вся деревня! Если бы актер с косой в руке выглядел неубедительно, это было бы сразу подмечено крестьянами.
Однако Рыбников экзамен выдержал. «Видать, парень наш, деревенский», — после окончания съемок говорили селяне. Даже Владимир Тендряков, дольше всех сомневавшийся в способностях молодого актера, изменил свое мнение и даже подарил ему книгу с автографом.
Режиссер картины «Весна на Заречной улице» Марлен Хуциев также вспоминал, что на главную роль они искали совсем другого исполнителя. И все же она досталась Рыбникову, несмотря на то, что позже ему с трудом давалась каждая сцена. Хуциев писал:
«Он способен думать о роли все время и каждый день приносить новые решения. Он все время носит в себе образ, над которым трудится. Он не стесняется трудиться».
Трудиться на съемках этой картины, действительно, актеру пришлось немало. Так, например, в фильме была сцена, в которой Савченко признавался в любви учительнице Татьяне Сергеевне. Сложность эпизода состояла еще в том, что Рыбников должен был играть влюбленного, пришедшего к девушке навеселе. Такая комическая ситуация была явно невыгодная для героя, тем не менее сцена, сыгранная Рыбниковым, выглядела превосходно.
«Происходит это, на мой взгляд, потому, — писал биограф Ю.Дьяконов, — что актер в течение нескольких минут сумел убедить нас в своей предельной открытости, в этом одном из главных свойств русского характера, в его гордом простодушии и бесхитростности: «…Вы же видите, я для вас, что хотите, сделаю. Мертвый — приду, если надо. Только вот я какой. Рабочий. Работяга. Ну, такой я есть, таким и буду. Хотите за такого пойти?» Рыбникову не нужен повод или случай, чтобы показать потаенную или явную эмоциональность переходов его героя из одного состояния в другое, потому что в самом его русском характере заложена бескрайность чувств».
О таланте Рыбникова Марлен Хуциев говорил много лет спустя на одном из вечеров памяти актера:
«Вот я сейчас смотрю, и у меня подкатывается ком к горлу. Потому что он ничего еще не сказал, но как он смотрит на нее! Как он играл любовь! Это ведь невероятно сложно сыграть. Это могут только огромные артисты. Будь другой актер — и сцены бы не было. Уверяю вас».
Но Рыбников не только был талантливым актером и умел помногу работать на съемочной площадке, но порой проявлял во время съемок чудеса настоящего героизма. Актриса Инна Макарова вспоминала один из эпизодов фильма «Высота», когда Рыбников спустился на руках сверху по железному тросу. В этот момент раздалась команда: «Второй дубль!» — и актриса увидела окровавленные ладони Рыбникова, который не успел на первый дубль надеть рукавицы.
В 1957 году Рыбников снялся в комедии Эльдара Рязанова «Девушка без адреса», который горячо приняла публика. Фильм занял в прокате второе место, хотя критика сочла его не слишком удачным.
Затем были роли в фильмах «Рядом с нами», «Ведьма», «Кочубей», «Млечный путь», «Нормандия – Неман» и многих других. Снявшись в таком большом количестве картин, Рыбников стал в 1950-1960-х годах популярнейшим актером и настоящим кумиром кинозрителей.
А фильм Юрия Чулюкина «Девчата» с участием Николая Рыбникова, снятый в 1962 году, имел огромный зрительский успех и по сей день остается в числе лучших комедий отечественного кино. Роль Ковригина в этой картине стала самой удачной ролью Николая Рыбникова, несмотря на то, что впоследствии он снялся почти в пятидесяти фильмах...
В 1960-х годах за Рыбниковым закрепилось амплуа «рабочего» парня, и вся страна запела песни, услышанные из уст рыбниковских героев про «заводскую проходную, что в люди вывела меня» и «не кочегары мы, не плотники».
Надежда Румянцева рассказывала:
«Профессионалом он был потрясающим. Фильм снимали на Северном Урале. Мороз - за 45 градусов. Просыпаешься ночью - все в инее. Потом по этому морозу долго едем в розвальнях на делянку, где снимали многие фрагменты фильма. Операторы держат камеры под полушубками, иначе моторы отказывают. Ждем, когда в термосах привезут обед. Разливаю его в миски, а он тут же превращается в лед. И вот предлагаю испробовать этот «суп» Илье (Николаю). Он кладет ложку в рот… а вынуть не может. Отогрел, вытащил ее с куском кожи. Потекла кровь. «Ну, — говорим, — все». Видим же — распухает щека. А Коля: «Нет. Будем снимать». И опять сует ложку в свой больной рот. Сняли! А он потом так тихонечко в сторону отворачивается и… лужица крови. Представляю, какую адскую боль он испытывал… У него был узкий круг знакомых. Он не очень подпускал к себе, не любил, когда, знаете: «О, Рыбников! Коля!» Нет. Он был очень сдержан».
Продолжение послезавтра...
Когда весна придёт...

Автор Жанна Таль
Автор публикации: Снежана Аэндо
Просмотров: 1 585
Комментарии

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:
код вконтакте
код фейсбук
по просмотрам по комментариям