Герасимовские "скульптуры"...


15 сентября 1907 года в Петербурге в семье врача родился Михаил Герасимов, будущий знаменитый антрополог, автор уникального метода реконструкции лица по черепу. Герасимов рано увлекся археологией и уже в молодости пришел к выводу, что между формой костей черепа и расположением мышечных тканей, формирующих лицо, есть определенные закономерности.
Сначала ученый восстанавливал внешность саблезубых тигров, мамонтов и мастодонтов, затем переключился на людей - Ярослава Мудрого, Андрея Боголюбского, легендарного завоевателя Тимура. Метод Герасимова считали шарлатанством, пока по личному разрешению Сталина он не реконструировал облик Ивана Грозного. Тогда же ученый получил Сталинскую премию и мировое признание.
Угрозыск не собьешь с толку скептической теоретической болтовней, поэтому все первоначальные разговоры о том, что работы Герасимова — шарлатанство, опровергались практикой Угрозыска. И это убеждало — если на базе герасимовских реконструкций раскрываются преступления, значит, все правда.
Сейчас работы, начатые Герасимовым, продолжаются его учениками и учениками его учеников не только в Москве. Эти работы инициировали аналогичные исследования и создание портретных реконструкций и в других странах. Однако реконструкции Михаила Михайловича, возможно, продолжают оставаться в некотором роде вершинами мастерства. Ведь хотя разработанная им методика позволяет, как он сам утверждал, любому подготовленному специалисту создать портретную реконструкцию, в его работах эта общая методика дополнялась его фантастической наблюдательностью: работая с черепом, он видел в нем многое, чего рядовой специалист просто не в состоянии заметить, но что уточняло эту реконструкцию.
Всего Герасимов создал более двухсот реконструкций знаменитых людей. Часто герасимовские "скульптуры" опровергали прижизненные портреты - как это было, например, с адмиралом Ушаковым. Изобретения Герасимова стали большим подспорьем и для криминалистов. Созданная антропологом лаборатория пластической реконструкции активно работает и сегодня.
Он был истинный ученый. Не для церкви, правда, а для музея он восстановил в Новгороде облик архиепископа Василия, не только религиозного, но и крупного политического деятеля своего времени, одной из значительных фигур в истории Новгорода. Церковь отнеслась тогда к этой его работе вполне безразлично.
Всю жизнь Михаил Михайлович имел дело с покойниками, но сохранил и веселость, и задор, и необыкновенную общительность. И это нормально. У Шекспира все палачи — великие шутники, а могильщики — острословы. Дело в том, что ко всему привыкаешь. А кроме того, ведь надо сказать, что когда он имел дело с покойниками, то они уже не воспринимались им как покойники. Просто материал для работы, черепа, кости. Но ему было необходимо изучать и головы умерших в моргах, как было необходимо Микеланджело Буонаротти препарировать трупы, чтобы понять строение человеческих мышц. Работая с трупами, Герасимов пришел к выводу, что после смерти в тканях человеческого тела кое-что изменяется, а поэтому для контроля и уточнения стал работать по рентгенограммам — дополнительно. Он просил своих друзей-врачей давать ему такие рентгенограммы. Один из них решил подшутить и вложил в пачку рентгенограмм и свою. Перебирая их, Герасимов спросил: “А ты когда снимался?”. Провести его было невозможно, он был невероятно наблюдателен.
До его работ во всем мире считалось: сделать портрет по черепу невозможно. В то, что он проделал, никто не верил, потому что общая мировая наука полагала — можно сделать обобщенный тип, но никак не портрет конкретного человека, какого-нибудь Ивана Ивановича. Неудивительно, что один американский ученый-антрополог сказал в те далекие годы о контрольных работах Герасимова: “Этого не может быть. Я отказываюсь верить собственным глазам!..”. 
Целая эпоха ушла с этим человеком».

Комментарии (0)

Оставить комментарий