27 сентября - День воспитателя.

Ежегодно, начиная с 2016 года, 27 сентября в России отмечается совсем молодой праздник – День воспитателя и всех дошкольных работников. Учреждение Дня воспитателя стало данью заслуженного уважения к этой важной профессии, представители которой дают детям первые знания об окружающем мире, учатся себя вести в коллективе, занимаются с ними спортом и творчеством, приобретают необходимые навыки, готовятся к школе.
Идея этого праздника – помочь обществу обратить больше внимания на детский сад и на дошкольное детство в целом. В этот день проводятся торжественные мероприятия, посвященные Дню работников дошкольных образовательных учреждений. 
Санкт-Петербургская газета "Детский сад во всех сторон" сообщала, что 27 сентября 1863 года на Васильевском острове, в небольшом деревянном доме последовательница немецкого педагога Фридриха Фребеля Софья Андреевна Люгебиль открыла первый в Санкт-Петербурге детский сад.
Идея начать обучение и воспитание детей в группах с самого раннего возраста зародилась в Германии. Впервые ее озвучил немецкий педагог Фридрих Вильгельм Август Фребель. Он пришел к выводу, что среди сверстников ребенок легче адаптируется и пройдет через процесс социализации и подготовки к школе. Кстати, Фридрих Фребель придумал в 1837 году и сам термин "детский сад" (буквальный перевод нем. Kindergarten). Он считал, что дети – цветы жизни, а ухаживать за ними должны "садовники" и "садовницы", то есть – воспитатели и воспитательницы. Им же было создано учреждение для игр и занятий детей младшего возраста в городе Бад-Бланкенбурге.
"Садовниками" и "садовницами", как правило, это были воспитанницы сиротских приютов, которые до появления детских садов работали в качестве домашних учителей. Девочки проходили четырехлетнюю начальную подготовку в учебных заведениях Москвы, Нижнего Новгорода и Петербурга. Кроме того, они изучали правила поведения и санитарной гигиены. О том, как готовили "садовников" сегодня почти ничего неизвестно. Но сам факт, что в архивных документах фигурирует это слово, подтверждает, что мужчин также привлекали к воспитанию детей. Возможно, будущие педагоги тоже были выходцами из приютов.
В начале 60-х годов XIX века идея детского сада перешла границы России. Первый детский сад открыли в Хельсинки (город на тот момент носил название Гельсингфорс и входил вместе с территорией Финляндии в состав России) в 1863 году.
Вторым в империи, но первым в Петербурге, и стал детский сад на Васильевском острове. Его устроили в деревянном флигеле, который располагался на пересечении Большого проспекта и 9-й линии. Это место в студенческом районе города было выбрано не случайно – его учредительницей стала Софья Андреевна Люгебиль при поддержке мужа, известного филолога, профессора Санкт-Петербургского университета Карла Люгебиля. Эта умная и активная женщина увлеклась идеей немецкого педагога и решила ее реализовать.
В открытом Софьей Любегиль садике нового типа – платное воспитательное заведение для детей дошкольного возраста – большая часть занятий проводилась на природе. Дети играли под присмотром "садовниц", которые не слишком ограничивали своих воспитанников.
Люгебиль вела записи своих наблюдений за индивидуальным поведением и развитием детей. Родители могли свободно наблюдать за малышами и получать педагогические консультации от сотрудниц сада. В первом детском саду на Васильевском острове в группах было по 20 детей, мальчики и девочки воспитывались вместе. Все подопечные носили одинаковые костюмчики, и не существовало никакого сословного деления. Администрация только требовала, чтобы ребенок был чист и не болен. В 1869 году "детище" Любегиль прекратило свое существование. Причиной стала нехватка средств.





В 1866 году в Санкт-Петербурге супруги Аделаида Семеновна и Яков Миронович Симонович начали издавать "Детский сад" – первый в России журнал о дошкольном воспитании. В журнале рассказывалось о методиках – в том числе европейских – обучения дошколят. В издании принимал участие Константин Дмитриевич Ушинский. Параллельно Симонович организовали платный детский сад для детей обеспеченных родителей. Садик был хорошо оснащен всем необходимым, была разработана специальная программа дошкольного воспитания. Аделаида Симонович считала, что "садовница" (воспитательница) должна быть образованна, строга, энергична, бодра, весела, взыскательна, незлопамятна и хорошо знать психологию детей. В занятиях с малышами Аделаида Семеновна и Яков Миронович руководствовались педагогическими идеями Ушинского о глубоко национальном характере образования. Если игры, то лапта и догонялки, если сказки – то национальные, если песни – то русские. Много часов посвящалось развитию родной речи. Когда же дети достигали шестилетнего возраста, им начинали преподавать краеведение. А после семи лет ребят выводили на природу с целью изучить окружающий мир наглядно. Садовницы развивали и мелкую моторику у своих подопечных через рисование и лепку. Также через своих преподавателей дети изучали и национальную художественную литературу. В те времена программа, как и в наши дни, помогала готовить детей к школе. После выпуска они должны были уметь себя вести, думать, излагать мысли и отвечать на вопросы.
В том же 1866 году был открыт садик при женском пансионе фрейлен девиц Герке в Москве. С 1866 года начали открываться сады в Воронеже, Иркутске, Смоленске и Тбилиси. В 1870-е годы детские сады появились в Варшаве, Киеве, Одессе, Ташкенте и других городах Российской империи. Все эти учреждения были платными. Садики были не очень выгодным занятием, поэтому часто закрывались, так как в основном содержались на деньги частных лиц. Плата за них была высокая, пребывание детей – всего 4 часа.
Бедным людям тоже нужно было как-то жить и содержать свои семьи. По просьбе матерей-работниц первый бесплатный детский сад (народный детский сад ) был открыт в 1866 году в Петербурге "Обществом дешевых квартир". Общество возглавляли активистки, борющиеся за женское образование. Помогал им Великий князь Михаил Николаевич Романов. Деток учили в садике писанию, молитвам, различным играм, рукоделию.
В 1873 году супруги врачей Г.И. Вертера и К.К. Задлера организовали фребелевский детский сад на Малой Мастерской (ныне Мастерской) ул., 9, недалеко от Мариинского театра, описанный в воспоминаниях посещавшего его в детстве А.Н. Бенуа. Тогда же были учреждены первые "фребелевские курсы" для подготовки работниц детских садов, куда принимались лица, окончившие средние учебные заведения или имеющие звание домашней учительницы. Первоначально обучение на них длилось год, с 1878 года – два года (первый год – теория, второй – практика), с 1907 года – три года (прошедшие трехлетнее обучение получали квалификацию учительницы начальной школы). В конце 1870-х общество учредило "Образцовый детский сад" на Гороховой ул., 22.
Первые фребелевские детские сады в Петербурге были дорогостоящими заведениями, рассчитанными на детей из состоятельных семей. Плата за одного ребенка в них составляла 3-5 рублей в месяц. Однако опыт их работы позже был использован при создании детских воспитательных заведений благотворительного характера.
Во второй половине XIX века бурное развитие в крупных российских городах получила промышленность. Так называемые промышленные империи, подобные концерну "Братьев Нобель" в Петербурге, нуждались в большом количестве работников, как среди мужчин, так и среди женщин. Чтобы работница могла трудиться даже при наличии ребенка на руках, капиталисты стали открывать рядом или на территории своих фабрик и заводов детские сады. Организовывали и ясли, куда женщины отдавали даже грудничков. Работницы кормили детей и уходили трудиться, а через три или четыре часа снова навещали ребенка. За малышом же присматривали воспитатели. Так женщины получали свободу от пеленок, а предприниматели – трудовой ресурс. Такие детсады и ясли открывались в основном на крупных предприятиях, например, на территории фирм "Треугольник", "Скороход" и на той же Выборгской стороне при заводах "Братьев Нобель".
К 1900 году детские сады и ясли получили уже широкое распространение в России. Они открывались православными и иноверными храмами, при гимназиях, промышленными предприятиями.
В декабре 1913 года в Санкт-Петербурге состоялся Первый Всероссийский Съезд по народному образованию, где обсуждались проблемы не только школьного образования, но и детских садов. В целом развитие дошкольных учреждений шло в России крайне медленно. Государственные ассигнования на дошкольное воспитание были ничтожны. В 1913 году затраты на одного ребенка в год были 1 копейка.
В 1913-1917 годах Вице-президентом Санкт-Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. С 1913 до 1928 года она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом.
К 1914 году в стране действовало несколько десятков детских садов.
20 декабря 1917 года были приняты "Декларации по дошкольному воспитанию". В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста.
В 1918 году на базе Московских высших женских был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением.
С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал "Дошкольное воспитание".
В 1934 году вышла Первая "Программа работы детского сада", а в 1938 году были опубликованы "Устав детского сада", определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и "Руководство для воспитателей детского сада", содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.
В 1937 году Совнарком выпустил специальное постановление о создании ведомственных детских садов. Позже были установлены типовые штаты сотрудников для садиков каждого вида и ведомственной принадлежности.
К 1940-му году детский сад посещали 2 000 000 мальчиков и девочек. К 1976 году число воспитанников в 120 000 дошкольных учреждений увеличилось до 12 000 000, а в 1991 году их стало 15 000 000.
В послевоенные годы появились ясли-сад, куда принимали детей уже с двухмесячного возраста. Страна нуждалась в работниках, и, по замыслу государства, ничто – даже материнство – не должно было отвлекать женщину от трудовых свершений.
В 1960-е годы был разработан единый для всех дошкольных учреждений документ, определяющий программу их работы. Авторами регламента стали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР. В 1980-е годы этот документ сменила Типовая программа воспитания и обучения в детском саду.
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период в жизни ребенка, в этом возрасте формируется личность, и закладываются основы здоровья. Благополучное детство и дальнейшая судьба каждого ребенка зависит от мудрости воспитателя, его терпения, внимания к внутреннему миру ребенка. С помощью своих воспитателей дошкольники познают секреты окружающего мира, учатся любить и беречь свою Родину.

Комментарии (0)

Оставить комментарий