Не просто ленточки


Чаще говорят просто - ялома. Это вон те ленточки, которые можно встретить от Урала до Чукотки повязанными на деревья. Ну а в Монголии и Тибете просто повсеместно. 
Ялома это алтайское название. В других краях могут называться иначе.
Европейский обыватель далёкий не только от веры, но и от здравого смысла, как правило считает, что их вяжут на деревья чтобы сбылось желание. Как же далеки они от реальности. 
В силу малообразованности и нелюбопытности туристы вяжут на ёлки всё подряд: маски, веревки, носовые платки, салфетки, банданы, а порою и лифчики, и тем самым оскорбляют не только алтайцев, но и Тех кому это всё адресовано. Не приведи, Господи, им быть услышанными Адресатами. 
Но незнание Законов, хоть и не избавляет от наказания, но является смягчающим обстоятельством. Так что крепко подумайте, стоит ли дочитывать пост до конца... 😉
Так вот, ялома это не узелок на память, не записочка богам, не треба. Ялома - это жертва. 
В старину, когда появилась традиция, ткань, а в особенности белая ткань на Алтае стоила очень дорого. Для яломы покупался новый отрез. Не лоскут, а отрез. То есть человек тратил большие деньги на покупку куска ткани. И отрезался от него не краешек, чтобы потом можно было легко использовать оставшееся. Ялома вырезалась, а точнее вырывалась без использования ножниц, руками, из самой середины. Остатки сжигали в очаге. То есть человек приносил в дар бескровную жертву представляющую весьма большую ценность. Практически и буквально отрывая от себя и семьи. 
Да и повязывалась ялома не абы как, а в определенной фазе луны, исключительно на деревья из высшего мира, это в основном лиственные деревья и кустарники и как исключение кедр и листвиница. Никогда ялому не вяжут на ели и пихты и другие вечнозелёные. 
Цветные ленты, которые алтайцы сейчас называют кыйра вяжут на праздники. Но смысл у них практически то же. Разве что ялома это чаще просьба, а кыйра благодарность. Но не обязательно. 
Делалось это всё с соблюдением ритуала, с молитвой, окуриванием и т.п. И обязательно в священном месте. С этим правда на Алтае не сложно. Сложнее на Алтае найти не святое место. Ведь для алтайцев живое практически всё: горы, реки, озера, ручьи, источники, перевалы, деревья, камни, небо... По этой причине, тут нельзя справлять нужду, как у нас любят ландшафтным методом, только в отведённых местах. Здесь не купаются в озёрах. И не во всех подряд реках. Здесь наивная надпись на камне "Здесь был Коля" оскорбление, за которое, если поймают с поличным можно отхватить лещей. Природа для Алтайцев Храм под открытым Небом. Так что идя, разбивая палатку, паркуя машину, разжигая костёр, справляя нужду, занимаясь любовью, просто сидя и любуясь пейзажем, всё это время вы находитесь в Храме. Верите вы в это или нет значения не имеет. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. 
Хозяйка этнографического музея Сонару рассказывала нам, что у её сына в школе на биологии случился конфуз с учительницей на уроке где та рассказывала о живой и не живой природе. Мальчик не мог понять, как это "неживая природа". Так и не понял. Просо мама объяснила, что это условность такая научная, абстракция. Мол у учёных так принято. Мальчик удивился, но согласился, что не будет дальше расстраивать учительницу и будет говорить то, что она просит, хоть это и очень странно. 
Вот такие не простые ленточки. 

Михаил Валентинович

Комментарии (0)

Оставить комментарий