Белорусская культура - Цикл статей о Культуре Народов России
![](/uploads/posts/2021-04/1617885317_belajarus3.jpg)
Огнем имя твое мне горит
И с песнею матери вольно несется,
Страшным огнем в разговоре стоит,
В гневе мне в грудь отдается.
М. Богушевич
![](/uploads/posts/2021-04/1617885261_belajarus2.jpg)
Численность белорусов в Российской Федерации – 1.206.222 человека, согласно переписи 1989 года(и на текущий момент). Кроме того, они проживают в Литве – 63,2 тыс. человек, Латвии – 119,7 тыс. человек, Казахстане – 182,6 тыс. человек, в Украине – 440 тыс. человек, в Молдавии – 19,6 тыс. человек.
Живут также в Польше – около 250 тыс. человек – и в странах Америки (США, Аргентина, Канада). Общая численность белорусов в мире составляет около 10,5 млн. человек.
В Удмуртии проживает около четырех тысяч белорусов. Общество белорусской культуры «Батьковщина» было зарегистрировано в декабре 1998 года. С июля 2001 года оно стало республиканским. Его отделения действуют в городах Сарапуле и Воткинске, а также в селах Завьялово и Малая Пурга.
![](/uploads/posts/2021-04/medium/1617885325_belorusros.jpg)
Значительное внимание уделяется взаимодействию с детскими дошкольными учреждениями – в детском саду № 48 города Ижевска создана белорусская группа.
Большой вклад в дело становления и развития Общества внесли К. А. Роговец, Н. Д. Украинец, Б. А. Якимович, Н. В. Мацулевич, М. И. Дятко, К. П. Орлицкая, В. В. Придыбайло, Н. В. Захарова.
Среди национальных праздников и торжественных событий, отмечаемых Обществом белорусской культуры, особое место занимают День освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков (3 июля) и Каляды.
![](/uploads/posts/2021-04/1617885414_belajarus1.jpg)
Письменность на белорусских землях начала развиваться сравнительно рано. Уже в XII–XIII веках такие города, как Полоцк и Туров, продолжали древнерусскую традицию по переписыванию книг. В письменных источниках этого времени сохранились и имена первых белорусских книжников – Евросинии Полоцкой, Кирилла Туровского и других. По своему содержанию ранние рукописные книги были преимущественно богослужебными, библейскими.
![](/uploads/posts/2021-04/1617885443_belajarus.jpg)
![](/uploads/posts/2021-04/1617885466_belajarus4.jpg)
В эпоху феодальной раздробленности в XIII–XIV веках земли Белоруссии вошли в состав Великого княжества Литовского. Особые политические и социально-экономические условия, в которых оказалось восточнославянское население Великого княжества Литовского, сыграли определяющую роль в формировании специфических черт белорусской культуры и языка. Белорусская этническая общность складывалась в XIV–XVI веках. В это время по отношению к части белорусских земель начало употребляться название «Белая Русь». С созданием в 1569 году объединенного польско-литовского государства – Речи Посполитой – в его составе оказались и белорусские земли. Осуществлялась полонизация белорусов, насаждались католичество, униатство. Высшие слои общества в XVI–XVIII веках ориентировались на польские культуру и язык, низшие и средние слои (крестьянство, часть горожан, мелкая шляхта) – воспроизводили традиции народной белорусской культуры.
![](/uploads/posts/2021-04/1617885431_belajarus5.jpg)
![](/uploads/posts/2021-04/1617885471_belajarus6.jpg)
Поселения на севере и северо-востоке – в основном малодворные, кучевые, в Поднепровье – крупные, скученной планировки. Традиционное жилище – срубная изба (хата) с двускатной, редко четырехскатной, крышей, покрытой соломой, камышом или дранкой.
Планировка усадеб — веночная (хата и хозяйственные постройки, создающие замкнутый двор) и погонная (все постройки расположены в ряд).
![](/uploads/posts/2021-04/1617885492_belajarus7.jpg)
Женская традиционная одежда состояла из рубахи, иногда туникообразного покроя, но чаще с прямыми поликами, на которую надевалась понева (сшитая из суконных полотнищ) или андарак (шерстяная юбка в разноцветную клетку с вертикальными или горизонтальными полосами); поверх юбки надевали передник (фартук) и цветной пояс.
Обязательной была цветная безрукавка (гарсет, кабат), богато украшавшаяся в праздничной одежде. Старинная девичья прическа – распущенные волосы, с нею связаны традиционные головные уборы – венок с налобником, орнаментированная повязка из ткани. Замужние женщины убирали волосы под чепец (каптур), носили намитку (аналогично русскому повойнику и рушниковым головным уборам других народов). Верхняя мужская и женская одежда – суконная свитка, зимой – белые недубленые и охристо-красные дубленые кожухи и полушубки.
![](/uploads/posts/2021-04/1617885549_belajarus8.jpg)
Народная кухня включает множество блюд из муки, круп, овощей, картофеля (блины, оладьи, затирка, кулеш, солодуха, бураки, драники, клецки, разнообразные поливки, холодники). Мясо употребляли редко, в праздники готовили из него печисты, жаркое, верещаку, мачанку (из поджаренных свиных ребер и колбасы с мукой, ели с блинами), студень. Традиционные напитки – квасы (хлебный, ягодный, медовый).
Основные календарные праздники – святки (Каляды), Пасха (вяликдзень), Троица (сёмуха), купалье, зажынки, дажынки, пакроу, дзяды (день поминовения усопших). Святки проходили с участием ряженых с колядованием и щедрованием (хождением от дома к дому с величальными песнями). На купалье жгли костры, девушки и парни гадали, искали цветы папоротника. На Пасху волочебники ходили по деревне, исполняя специальные волочебные песни с пожеланиями благоприятных погодных условий, приплода скота, здоровья и счастья в семье. Из семейных обрядов выделяются свадебные, родильные и похоронные. Центральные моменты свадебного обряда – «пасад» невесты (иногда и жениха) на дзяжу (квашню), покрытую вывернутым вверх кожухом, постригание и прижигание волос молодых, раздел каравая. Распространены родильные песни. Важный момент – выбор крестных родителей, раздел «бабиной» каши.
Устное народное творчество включает легенды, предания, волшебные сказки, былины. Чрезвычайно богат песенный фольклор. Традиционные музыкальные инструменты – цимбалы, дудочки, басетля (струнный, смычковый), жалейка, лира, бубен. Традиционный танец – весенне-летний и зимний хоровод (каровод, танок); распространены полька, кадриль, лявониха, юрачка.
Источник
Комментарии (0)