ОБУЧАЯСЬ ЗА РУБЕЖОМ, СБЕРЕГИ ДУШУ

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Все ли образование полезно? Есть ли грань между полезным и вредным? Итак, сказано: «Будем искать то, что служит миру и взаимному назиданию... Ты имеешь Веру? Имей её сам в себе, перед Богом. Блажен тот, кто не осуждает себя в том, что избирает...». (Послание к Римлянам 14, 22). В современном мире растет интерес молодых российских мусульман к религиозному образованию. Этому нет исключения и у молодых мусульман Ставропольского края. Такое стремление весьма похвально, если бы не мешающие пользе дела определенные «нюансы». Дело в том, что многие молодые люди ищут образования отнюдь не в России, а за рубежом − в Турции, Египте и Саудовской Аравии. Это трудно объяснить, ведь в родной стране есть в наличии много преимуществ. Молодыми людьми, похоже, движет не только высокие цели образования, скорее здесь больше чего-то другого, что не связано с верой и религией.
По публикациям в СМИ, только за последнее время несколько десятков молодых мусульман муфтият Ставропольского края направил на учебу в религиозные центры Турции и страны Ближнего Востока. Широко известно, что религиозные центры Турции, Египта и Саудовской Аравии обучают молодых мусульман по собственным методикам. Такое обучение не имеет ничего общего с российскими образовательными программами и стандартами. А зарубежное религиозное образование не соответствует нашему традиционному Исламу. Но молодых мусульман продолжают навязчиво уговаривать в том, что якобы «религиозное образования за рубежом даст возможность, помимо учебы, сблизиться с арабскими теологами; что вернувшись в Россию это якобы сразу возвысит авторитет выпускника среди соплеменников». 
«Где же здесь духовные мотивы», − спросите вы, − «где беспристрастное изучение канонов религии?» ... Абсолютно духовным подобное образовании за рубежом назвать нельзя. Духовность, в этом случае, замещается обычной светской беспринципностью и меркантильным карьеризмом.  
Вызывает беспокойство, что одобрительно направляя наших студентов в зарубежные страны с которыми у России непростые отношения, мусульманские духовные авторитеты как бы заранее благословляют молодых людей на сближение с чуждыми теологами, независимо от взглядов последних. Это на практике, подталкивает неокрепших молодых людей, помимо учебы, на формирование в себе определенных политических взглядов, имеющих хождение за рубежом. При этом «солидарность» с иностранной политикой в стране пребывания становится для студентов обязательным. Тогда, вслед за расположением «учителей» от молодых людей требуют публичной демонстрации полного согласия с не всегда «здоровыми» взглядами взрослых преподавателей и наставников.
По этому поводу примечательны факты «нездоровой», а порой откровенно противоправно-радикальной и экстремистской деятельности зарубежных теологов. Попыток негативного влияния на российскую молодежь во время учебы за рубежом множество. Так, в мае 2015 года в дагестанский Кизляр вернулись после учебы из-за рубежа два выпускника-медика. Вместо работы по специальности они избрали противозаконный путь духовного одурманивания молодёжи. Первым делом, став местными имамами, эти два новоиспеченных «духовных лидера» стали пропагандировать радикальные ваххабитские взгляды, которыми их науськивали за границей. Они заявили, что чествование героев Великой Отечественной войны – «это идолопоклонство» и стали призывать верующую молодёжь игнорировать мероприятия по чествованию героев и ветеранов ВОВ, а также акцию «Бессмертный полк». Незаконная деятельность этих выращенный за рубежом «имамов» была пресечена правоохранителями.
В ноябре того же года в Дагестане правоохранительные органы провели обыск в турецком медресе религиозного фонда «Сулейманджи». Среди духовной литературы, по которой обучались российские дети, были найдены и изъяты диски с видеоматериалами так называемого «Исламского государства» и «Имарата Кавказ» (международные террористические организации, деятельность которых запрещена в РФ). Директор турецкого медресе был задержан, запрещенная литература изъята и уничтожена [1]
В марте 2016 года прокуратура Дагестане установила, что в женском медресе села Киров-аул Кизилюртовского района девочек учили по запрещенным в России книгам экстремистского и радикального толка, изданным за рубежом. Как сообщили правоохранители, в ходе осмотра учебных классов найдена и изъята литература, отнесённая Верховным судом РФ к перечню запрещенной и экстремисткой. Установлено, что такие книги вредного содержания использовались в медресе для учебных целей. Запрещенная литература была уничтожена, руководители медресе привлечены к ответственности [2].
По сообщениям ставропольских СМИ в 2019 году в городе Пятигорске при Духовном управлении мусульман Ставропольского края открылась новое медресе. Несмотря на отсутствие образовательной лицензии, процесс обучения детей-мусульман здесь был организован почти сразу. Преподавать теологическую науку было опрометчиво поручено гражданину Турции Али Байыку. Однако, никаких особенных знаний доморощенные иностранные теологи не могут показать в России. Они не знают основных ценностей нашего традиционного Ислама. Так сложилось и в этом случае − подход к процессу образования от этого «турецкого специалиста» был совершенно далек от российских методик и стандартов. Его взгляды и публичные суждения граничили с противозаконными. Этот «педагог» был вынуждено отстранен от учительской деятельности и убыл из РФ в сентябре 2020 года.

Напрашивается вывод, что пока молодых российских мусульман будут продолжать учить за рубежом незнакомые нам турецкие и арабские «авторитеты-теологи», сомнительно добиться абсолютного духовного «здоровья» в российской мусульманской умме. Единственно правильный выходом видится решение − учить нашу мусульманскую молодежь в России по собственным образовательным программам и методикам, с участием своих преподавателей и учителей, в собственных российских учебных заведениях. Благо возможности для этого в России сегодня большие. 

Cамым авторитетным высшим исламским учебным заведением в России является Болгарская исламская академия (Булгар). Она расположена на территории древнего города Болгар в Татарстане. Сегодня эта исламская Академия значительна и уважаема во всем мусульманском мировом сообществе. Она работает с 2016 года, призвана воспитать собственных российских магистров и докторов исламских наук, успешно популяризирует и возрождает отечественное богословское наследие. Специалисты называют Булгар − вершиной богословского образования в России. Здесь абитуриенты изучают арабский язык, теологическую науку и каноны Святого Корана. Академия имеет комплекс образовательных и жилых зданий из семи блоков: учебный блок и 6 жилых кампусов для учащихся, преподавателей и административного персонала [3]. Болгарская исламская академия и другие российские религиозные центры, университеты и медресе уже сегодня способны принять всех желающих для достойного обучения. Студенты в этих образовательных заведениях гарантировано получают высокие теологические знания в полном соответствии с российскими стандартами [4].

Помимо этого, крупнейшими мусульманскими образовательными учреждениями России считаются Российский исламский институт и Казанский исламский университет (РИИ и КИУ, г. Казань). Эти ВУЗы были выделены из Российского исламского университета. Помимо них, в 1999 году в Москве по инициативе Духовного управления мусульман Европейской части России (ныне ДУМ РФ) создан Московский исламский институт. Приём абитуриентов в эти учебные заведения осуществляется по специальностям: «Теология» и «Подготовка религиозного персонала». 
В республиках Северного Кавказа повсеместно растет число образовательных религиозных заведений. В 2000 году открыл свои двери Дагестанский исламский университет имени шейха Мухаммад-Арифа а городе Махачкала. Университет готовит священнослужителей и религиозный персонал. Здесь, вместе с духовными дисциплинами студенты изучают и гуманитарные науки в соответствии с требованиями о высшем образовании в РФ. В Кабардино-Балкарии много лет успешно работает Северо-Кавказский исламский университет им. имама Абу Ханифы (гор. Нальчик). ВУЗ готовки священнослужителей, религиозного персонала и специалистов по многим исламским религиозным дисциплинам. Вообще, следует отметить, что по статистике 2010 года, только в Дагестане действовали больше 100 образовательных учреждений, в том числе 14 ВУЗов, 83 медресе и духовных колледжей, 158 примечетных школ и более 10 культурно-духовных центров. При таком большом количестве религиозных заведений, только в одной республике и общем дефиците преподавателей-специалистов вряд ли можно полностью достичь качественного образования.  
О задачах современного исламского образования в России не раз говорил Президент РФ Владимир Путин. Он отмечает: «Нам всем необходимо работать над положительным образом традиционного Ислама − духовной части российской идентичности [5] ... Необходимо скорейшее решение проблем, связанных с переводом на русский язык ключевых мусульманских вероучительных текстов, а также богословских изданий зарубежных авторов. Необходимо продолжать создавать религиозно-правовые общественные институты, способные дать компетентную оценку того или иного текста. Следует для этого развивать собственную российскую исламскую образовательную систему. Структуры этой системы должны быть открыты для мусульманских духовных лидеров, для экспертов в вопросах права и лингвистики [6].
Процесс развития достойного религиозного образования в направлении укрепления традиционного российского Ислама, должен в нашей стране постоянно совершенствоваться, достигать высоких стандартов и качественного уровня. 
Известно, что с 1 сентября 2020 года в России вступил в силу Закон, инициированный Президентом РФ Владимиром Путиным, о воспитательной составляющей образования. После принятия поправок в Конституцию РФ, Президент России Владимир Путин предложил сделать воспитание молодёжи обязательной частью воспитательного процесса. Намечен конечный срок до 1 сентября 2021 года, когда все учебные заведения в РФ должны разработать, утвердить и принять к исполнению новые учебно-воспитательные программы и календарные планы воспитания молодёжи во всех учебных заведениях страны в соответствие с поправками в Конституцию РФ. Это означает, что образовательные программы и стандарты в РФ будут приведены в соответствие с требованиями этого Закона «воспитание как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучения молодежи на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде» [7]. Вслед за корректировкой образовательных программ, от воспитателей и учителей потребуется переподготовка в соответствии с новыми требованиями Закона и подтверждение своих квалификационных возможностей. Это будет также касаться и выпускников иностранных учебных заведений.
Сегодня российская молодежь определяет настоящее и будущее нашей страны. Здоровая молодежь – гарант духовной, экономической и политической стабильности современной России. Православие и традиционный Ислам в России одинаково поддерживают высокую нравственную чистоту, миротворчество, созидательный труд на благо Отечества.
Сохранить душу молодых людей для созидания, укрепления мира и согласия между народами России − наша общая цель.

МСК/Верим в Россию






Комментарии (0)

Оставить комментарий