ПРОСТОЕ БАЛХАРСКОЕ ЧУДО

В Дагестане гончарное дело является одним из самых древних видов ремесел. Его истоки тянутся из эпохи неолита. Самые древние образцы керамики, которые были обнаружены на территории современного Дагестана, относятся к VI-V тысячелетию до н. э. Настоящая революция в гончарном производстве произошла примерно три тысячи лет до н.э., когда появился гончарный круг и мастера научились качественно обжигать свои изделия. Мастера аула Балхар сохранили традиции гончарного искусства древних мастеров. Керамические изделия балхарских мастеров издревле пользовались спросом в Дагестане и за его пределами. Продукцию балхарских мастеров ценили за высокую прочность, отличные декоративные качества, за изящество форм и тонкие стенки посуды. А еще за форму сосудов, соответствующую их предназначению и функциональности. Однако примечательно то, то гончарным делом в Дагестане занимались женщины. Одним из главных декоративных достоинств балхарской керамики являлась ее самобытная и оригинальная роспись.

Изделия могли быть выполнены в одном цвете или в нескольких. Но общим у них было одно: на любом виде керамической посуды присутствовало филигранное кружево, выполненное в белом цвете.Есть в Дагестане еще один район, где производили потрясающую керамику. Изделия мастеров керамического дела села Джулии могли смело соперничать в качестве с балхарскими изделиями. Вот только у джулинской керамики более изящные формы, которые, скорее, напоминают античные амфоры. И рисунок у них более элегантный, с плавными линиями. Джулинские мастера наносили на свои изделия орнамент кусочком войлока и располагали рисунок по центру изделия. Табасаран, к которому относится село Джулии, богат лесами, поэтому обжигают керамические изделия здесь при помощи дров. Получается равномерный обжиг, а изделие приобретает розовый оттенок. В Табасаране гончарным искусством занимались мужчины, а женщинам могли лишь изредка доверить наносить орнамент. На сегодняшний день мастеров гончарного дела в Джулии практически не осталось.

Центром поливной керамики Дагестана является Дербент и прилегающие к нему лезгинские села. Лезгины могут гордиться древностью своего гончарного искусства. В селе Кала уже в XII веке производили бирюзовую расписную керамику. На месте разрушенной Тамерланом в XIV веке крепости Капчугай были найдены остатки бирюзовой калинской керамики. От балхарской лезгинскую керамику отличал способ изготовления. Лезгины использовали ножной гончарный круг, а готовые изделия высушивали и полировали гладким камнем. Затем производили обжиг в купольной печи из сырцового кирпича. Пережженный на сильном огне свинец разбавляли яичным белком и водой. Таким составом покрывали мелкую посуду. Для покрытия крупных изделий в укрепляющий состав добавляли нефть. Узор на сосудах в основном представлял собой соединение солярных знаков и геометрического орнамента. Источник
На фото: Репродукция дагестанского художника Амирхана Магомедова «Балхарское чудо».

МСК/Верим в Россию

Комментарии (0)

Оставить комментарий