«Мама, разве с фронта убегают?!»


Виктор Дмитриевич Лукьянченко родился 22 апреля 1927 г. в городе Краснодоне Ворошиловградской (ныне Луганской) области. Отец, Дмитрий Сидорович, работал на шахте, мать, Анастасия Прокофьевна, занималась домашним хозяйством. В семье было трое детей: Виктор - средний. Раннее детство прошло на Полтавщине.
С малых лет в Вите замечалась тяга к одиночеству. Никакие игры с детьми его не привлекали. Часто его можно было видеть одного задумавшегося. Редко он выходил за пределы ограды, обычное место его занятий был дом, свой двор.
В 1934 г. в Изварино поступил в школу. В 1935 г. семья переезжает в Краснодон, где Витя поступает во второй класс. Книги, уроки были всем для него. Никакая игра не могла заменить их.
Учился он в школе № 4 имени К.Е. Ворошилова, обучение давалось ему легко, на уроках он отвечал только на «хорошо» и «отлично». Он увлекался фотографией, принимал активное участие в художественной самодеятельности, пел в хоре, декламировал стихи. Ему исполнилось 14 лет, когда началась Великая Отечественная война. Продолжал учиться в школе, а после занятий с товарищами помогал взрослым строить оборонительные сооружения.
К 17 годам Витя стал стройным, красивым юношей, очень вежливым и аккуратным. У него были отдельные полки для книг. Исписанная тетрадка у него имела совершенный вид.
В период оккупации Краснодона Виктор Лукьянченко становится активным членом подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия". Очень часто у него собираются его друзья: Виктор Третьякевич, Сергей Тюленин, Леонид Дадышев, Степан Сафонов, Володя Куликов. В составе группы Сергея Тюленина Виктор выполнял задания штаба. Вместе со всеми пишет и распространяет листовки.
Об одной из важных боевых операций подпольной организации - поджоге биржи труда (в результате которой около 2000 человек было спасено от угона в Германию), в которой принимал участие Виктор, рассказывал командир «Молодой гвардии» Иван Туркенич (один из немногих молодогвардейцев, избежавших ареста): «Ночь поджога выдалась на редкость темной и ветреной. Сергей Тюленин, Любовь Шевцова и Виктор Лукьянченко еще засветло засели в густом кустарнике, к которому примыкала западная сторона биржи. Они дождались темноты, бесшумно подползли к зданию, осторожно выдавили стекло в одном окне и проникли внутрь. Нескольких палочек артиллерийского пороха и пузырька бензина, захваченного Любой, оказалось достаточным, чтобы поджечь портьеру, матерчатый диван и стол, заваленный бумагами. Виктор тем временем поджег стены машинного бюро, обитые материей».
В ряды ВЛКСМ Виктора приняли в дни оккупации. Это обязывало еще с большей силой бороться против ненавистного врага. И он боролся, мстил за «сожженные, разоренные города и села, за кровь наших людей...»

12 января 1943 г. его арестовали прямо на улице. Но у полиции не было никаких доказательств, свидетельствовавших о принадлежности его к организации. Через несколько дней страшно избитый, он был выпущен из тюрьмы. Анастасия Прокофьевна вспоминала: «Несколько раз я советовала сыну уйти из города, переждать это страшное время, но он всегда отвечал: «Мама, разве с фронта убегают?!»

27 января ночью в квартиру Лукьянченко ворвались два полицая и снова арестовали Виктора. Страшны были пытки для него. Ему выкрутили обе руки, тело жгли каленным железом. Не раз полицаи устраивали ему очные ставки с Сергеем Тюлениным. Оба молчали, их били до потери сознания, когда теряли сознание, отливали холодной водой...
31 января 1943 г. после жестоких пыток его расстреляли и сбросили в шурф шахты № 5.
Виктор Дмитриевич Лукьянченко был посмертно награжден орденом “Отечественной войны” первой степени и медалью “Партизану Отечественной войны” первой степени.

Ольга Исакаева

Комментарии (0)

Оставить комментарий