Яростный красный цвет ...


У НАС БЫЛА ТОЛЬКО СМЕРТЬ
- Лёха, если те в падлу, то можешь валить, как и все остальные, - Саня стоял у подъезда и сжимал в руке пять гвоздик. - Я никого сдавать не буду. Вот, Лерка, Катюха и Дашка со мной. Так шо, если не хочешь - не иди. Пацаны ушли, и ты давай. Не нужно мне тут ездить по ушам, что не успеешь, закроется. Я те не классуха. Шо ты ноешь?
- Да я ничё, Сань. Стрёмно и ваще неудобняк как-то.
- А я никого и не звал. Сами ж вызвались. А шо теперь? Сдриснуть им нужно было с уроков. Вот и всё. Я ж типа всех отмазал. Ну, молодчаги. Вы сами по себе, а мы сами. Какого хрена ныть-то?
Лёха помялся, переступая с ноги на ногу, посмотрел на девчонок. Те сделали вид, что ничего не происходит и просто осматривали палисадник у подъезда. Моросил дождь. Сцена затянулась.
- Ладно. Пошли, ребят, - поправив куртку, пробурчал Лёха. - Я ж подписался. Так шо, пошли.
Девчонки несли торт, Саня - цветы, а Лёхе дали открытки пяти- и шестиклассников. На четвёртом этаже остановились возле железной двери справа.
- Так, я звоню, - сказал Саня, взяв на себя роль главного. - Тока давайте без вот этих дружных "Поздравляем!". Просто зайдем, поздравим и пойдем домой.
Все кивнули. Звонок. Пять секунд, десять, пятнадцать.
- Может, никого дома нет? - робко из-за спин спросил Лёха.
Саня обернулся и так посмотрел на него, что тому больше не хотелось ни о чём спрашивать. Дверь приоткрылась и на пороге их встретила женщина в халате. Ей было уже за шестьдесят. Она строго осмотрела пришедших, но через пару секунд взгляд её потеплел.
- Здрасьте, - сказал серьезно Саня, как это обычно делают подростки в старших классах. - Мы к Вячеславу Ивановичу. От школы пришли поздравить. С Днём Победы.
Женщина открыла дверь шире и еще больше улыбнулась пришедшим.
- Проходите, ребята, проходите. Не в подъезде же. Слава! - повысив голос, позвала она. - К тебе тут пришли.
Все пятеро школьников зашли в узкий коридор хрущёвской двушки. Стало тесно. Справа - куртки, слева - обувь. Из комнаты, которая скорее всего была залом, вышел мужчина. Лет семидесяти-семидесяти пяти, метров двух ростом, с очень сосредоточенным взглядом, в домашнем спортивном костюме. Увидев пришедших, он со вздохом сказал:
- Света, ты издеваешься? Ну что за цирк? Я тебе что - памятник в полный рост что ли?
- А я что их должна в подъезде держать и не пускать? - так же строго, полуобернувшись к мужчине, сказала женщина. А потом снова с улыбкой сказала ребятам. - Да вы проходите. И не обращайте на него внимания. Характер у него еще тот, но он вас не съест, - а потом посмотрела на хозяина и снова строго сказала. - Пойди, переоденься. У нас гости.
- Вот баба дурная, - себе под нос сказал Вячеслав Иванович, и ушел.
Ребята переглянулись и с укором посмотрели на Саню. Тот, сделав каменное лицо, стал разуваться.
- Проходите, проходите, отказов не приму, - из кухни крикнула женщина. - Посидите, покушаете, а потом пойдете.
... ребята сидели на стульях за столом, а напротив - Вячеслав Иванович с супругой на диванчике. Ветеран был одет в непарадную "пиксельную" форму, на груди висели два креста с георгиевской лентой и три медали.
- А где другие награды? - строго спросила ветерана жена.
- Вот дура. Это боевые, а остальные - сама носи. Я, как корова звенеть не собираюсь.
Ребята снова переглянулись. Вячеслав Иванович заметил их смущенные взгляды и, чуть поубавив строгости, спросил:
- Ну, давайте, берите всё, что это бисова баба приготовила и рассказывайте.
- Аааа... мммм... мы вообще-то пришли Вас поздравить, - высказался за всех Саня. - С Днём Победы. Нам-то и рассказывать нечего.
- Вот оно что. С Днём Победы. А не было у нас победы. Не мой это праздник. Вы же знаете, - взяв в руки вино, Вячеслав Иванович повертел фужер из стороны в сторону, а потом с недоумением посмотрел на жену. Та улыбалась. - Да. Победы у нас не было. Мы просто воевали. Вам в школе не рассказывали?
Ребята кивнули, но как-то неуверенно.
- Да. Воевали. Пришлось идти воевать. Эта война не такая была, как та, которая закончилась Победой. Мы же в школе тоже вот так ходили, ветеранов поздравляли. Мда, не думал, что я тоже вот... ветеран (Вячеслав Иванович как-то грустно улыбнулся и выпил залпом вино). Нет, ребят, спасибо, что пришли. Вроде как получается, что не зря воевал. Только рассказать мне нечего.
- А как вы воевать пошли? - встряла в монолог ветерана Лера, которая была отличницей и хотела стать журналистом.
- Как воевать пошёл? - ветеран посмотрел на жену. - Ну, как... Нужно так было. Людей убивать начали в Донбассе. Вот после этого и пошел воевать. И жив остался. А многие не остались. Защитить хотел, когда эти мрази...
- Слава! - окликнула его жена.
- Мрази, - с упором повторил Вячеслав Иванович. - Людей сначала в Одессе сожгли, а потом пришли и нас жечь. Чтобы вам там в школе не рассказывали о том, что мы за свободу и независимость воевали нашей Республики. Нет. Мы воевали, чтобы к нам не пришли мрази из ихней Нацгвардии и батальонов с нациками. Вы бы видели, что они творили под Саур-Могилой. Как по автобусам с мирняком стреляли. Мироновка, Степановка... Всё в руинах, стреляли из танков по домам. Ладно. Нам и тут, в Горловке хлебнуть пришлось. Но тут мы отстояли. Друзей хоронил, одного за другим, год за годом. Нам запрещено было отвечать. Но мы же удержали. Сам три раза в больнице лежал. А теперь...
- Слава, не надо, - перебила его жена. А потом обратилась к ребятам. - Вы же знаете, что с нашей стороны не было военных. Милиция. Народная. вот и закон до сих пор не приняли. Ветераны появились, а закона нет о воевавших. Вот поздравления тоже есть, хотя...
- Не наша это Победа, - чуть повысив голос снова начал говорить ветеран. - Дедов наших это Победа. Прадедов. У нас не было Победы. У нас была смерть. И кого она тогда не встретила, теперь заберёт. Только уже в старости. Наше дело было - ни шагу назад. Только в гроб. Неудобные мы, ребята. Не было у нас Берлина и красного флага над Рейхстагом. Не было у нас Курской Дуги и Сталинграда.
- А вот мне папа рассказывал, - вмешалась Лера, - про Жукова...
- И Жукова у нас тоже не было, - с улыбкой, глядя в глаза девочке, сказал Вячеслав Иванович. - Вы не к тому ветерану пришли, ребята. Тех уже нет. К тем мы ходили, гвоздики приносили, слушали, как они Днепр форсировали. А мы... а что я вам расскажу? Как потомки той Великой Победы друг в друга стреляли? Как мы в развалившихся берцах трупы европейских... консультантов по степи тащили? Как деда в Зайцево из-под обстрела спасали? Ему ногу снарядом разворотило, а он всё: "Сынки, дай Бог, дай Бог вам здоровья"? Стреляли в нас, стреляли и мы. Чтобы не было нацизма на этой земле. Победу ту хотели удержать. А наша... Вон, на румянцевском кладбище наша победа. А Вам спасибо, что пришли. Школа небось заставила?
- Да, не, - неожиданно подал голос Лёха. - Это вот Саня предложил, - он указал на их "старшего". - Он сказал, что вы - один из победителей. Из тех, благодаря кому мы живём. Говорят, что вас в школу приглашали прийти рассказать, а вы отказались. Вот мы классом собрались и решили сами к вам прийти. Поздравить. Это и ваш день. Вместе с теми, кто землю нашу защищал тогда, в прошлом веке.
Вячеслав Иванович посмотрел на Алексея и спросил:
- Ну, а чего ты молчишь?
- Спасибо, - опустив голову, тихо сказал тот. - У меня бабушку тогда убило. Летом 14-го. Мама ещё маленькая была. Снаряд в дом попал, еще и накрыло обломками. А мать военные вывели, спасли. И дедушка... папин отец погиб, в Дебальцево. Коридор с мирными охраняли. Папа много рассказывал, что в той войне много было плохого. Но сказал, что вы нас защищали.
Вячеслав Иванович опустил голову.
- Света, ребятам пора. Что-то, знаешь, душно стало.
Светлана Павловна стала хлопотать вокруг ребят и собирать их в дорогу, все благодаря и благодаря, что они пришли. Ветеран отвернулся к окну и смотрел на гвоздики. На их яростный красный цвет, поглощавший весь свет в комнате.....

Елена Березняк: ...яростный красный цвет...у меня на Румянцевском дядя лежит. В 15 умер,в самые обстрелы хоронили. Его могила недалеко от аллеи, где ребята лежат. Была недалеко. А теперь эта аллея давно уже " перегнала" дядин "ряд". И боюсь,что когда весной приедем, долго его искать будем...Такие дела. Спасибо, Егор. 


Егор Воронов

Комментарии (0)

Оставить комментарий